Евромайдан: возможно ли «зеркальное повторение» событий 2004 года?

  • Виктор Васильев
Российские эксперты о перспективах протеста в Украине против отказа от ассоциации с ЕС
Евромайдан в Киеве продолжается. Его участники протестуют против отказа правительства Украины подписать соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Российские эксперты сомневаются в возможности эффективного воздействия манифестантов на ситуацию.

Акция протеста стартовала в воскресенье 24 ноября, когда только в Киеве на митинги вышли, по разным данным, от 20 до 100 тысяч человек.

Экс-премьер-министр страны, лидер оппозиционной партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, находящаяся в заключении, обнародовала в среду обращение, в котором призвала два Евромайдана – на киевских Европейской площади и площади Независимости – объединиться и убрать партийные флаги, сообщает в среду РБК-Украина. Тимошенко также выступает за то, чтобы приобщить студентов к управлению всеми процессами Евромайдана.

Сможет ли Евромайдан сыграть такую же роль в жизни страны, как и почти десять лет тому назад, в 2004 году? Напомним, тогда массовые протесты граждан Украины привели к тому, что были назначены новые выборы президента страны, в результате которых победил Виктор Ющенко, а Виктор Янукович ушел в оппозицию.

Президент Фонда эффективной политики, главный редактор «Русского журнала» Глеб Павловский в интервью Русской службе «Голоса Америки» признался, что испытывает определенные затруднения при оценке протестного движения «в чужой стране». При этом масштаб Евромайдана произвел на него довольно сильное впечатление.

«Число людей, которые вышли туда в первый день, и упорство политических партий говорят о более высоком уровне публичной политической жизни, чем в России», – сказал он.

Одновременно Павловский считает, что Евромайдан сам по себе – весьма условная «политическая рамка».

«Потому что нельзя вернуться в прошлое, в 2004-й год, – продолжил он. – Нет уже ни того единства лидеров, ни того раскола в украинском правящем классе. Обращает внимание, что на Майдане в основном старики и молодежь. А, например, политических забастовок нет».

По его словам, политические забастовки – индикатор острого социального недовольства.

«Но Майдан говорит о том, что недовольство [в Украине] не дошло до этого уровня, и в Киеве никто не бастует. Люди, в сущности, просто пикетируют правительство. Это мне кажется слабым инструментом в данных условиях, чтобы повлиять реально на ситуацию», – констатировал глава Фонда эффективной политики.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр Ципко, как и Глеб Павловский, был свидетелем событий 2004 года в столице Украины.

На вопрос «Голоса Америки», может ли Евромайдан вновь стать серьезным рычагом влияния на ситуацию, он ответил: «Наверно, нет. Я как демократ признаю право той части населения, которая выступает против [режима Януковича]. На мой взгляд, она отстаивает свои интересы. Это объективно. Другое дело, что это свидетельство внутреннего раскола».

По его мнению, ситуация в Украине отражает «глубинные противоречия», сложившиеся в обществе.

«С одной стороны, настроения элиты, с другой – реальная экономика и реальное историческое наследство, – пояснил Ципко. – Полагаю, на этот раз не стоит ожидать такого сильного влияния, какое Майдан оказал в 2004 году. Я как раз был тогда там».

В свою очередь, заведующая отделом Центра европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова также сомневается, что Евромайдан в нынешних условиях представляет собой реальную силу.

«Я не верю в зеркальное повторение прежнего, – добавила она в беседе с корреспондентом «Голоса Америки». – Конечно, оппозиционные манифестации продолжатся. Но это не приведет к падению режима Януковича. Поэтому этого не надо ожидать».

По ее мнению, у нынешнего президента Украины есть время на размышления до будущих выборов.

«Ну, если не случится нечто, – уточнила Арбатова. – Мы иногда прогнозируем какие-то вещи, а потом вдруг что-то такое случается, что невозможно предсказать. Как, кстати, это было с распадом Советского Союза. Да и в 1917 году тоже».