Турция хочет сменить партнеров?

  • Виктор Васильев
French police stand guard in front of the entrance of the Paris Grand Mosque as part of the highest level of the "Vigipirate" security plan after last week's Islamic militants attacks, Paris, France, Jan. 14, 2015.

French police stand guard in front of the entrance of the Paris Grand Mosque as part of the highest level of the "Vigipirate" security plan after last week's Islamic militants attacks, Paris, France, Jan. 14, 2015.

Постскриптум к визиту Эрдогана в Россию
МОСКВА – Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган «устал» от Евросоюза, предположил портал Deutsch Türkische Nachrichten. Как считает издание, в ходе своего визита в Санкт-Петербург премьер открыто намекнул на то, что Турция больше стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), чем в Европейский Союз (ЕС).

ШОС — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.
Напомним, во время пресс-конференции в Санкт-Петербурге Путин и Эрдоган обменялись шутливыми репликами. Путин заявил, что намерен советоваться с турецким премьер-министром в вопросах, связанных с ЕС, поскольку у Анкары богатый опыт работы с Евросоюзом.

Намек очень прозрачный. Трудности Турции со вступлением в ЕС хорошо известны. Официальные переговоры сторон начались еще в 2005 году, но воз и ныне там. Стороны пока открыли только 14 из 35 технических пунктов, которые должна выполнить Анкара, чтобы удовлетворить необходимые для членства в ЕС требования. Диалог неоднократно прерывался.

Эрдоган путинскую шутку оценил. «Совершенно верно! 50-летний опыт — это не просто так», — цитирует его турецкий портал.

Турция долгие годы была ассоциированным членом ЕС, дожидаясь своей очереди на право стать полноправным членом союза.

В свою очередь, по данным газеты «Коммерсантъ», Эрдоган заявил о желании Турции вступить в ШОС даже дважды. Путин от прямого ответа уклонился, обтекаемо выразившись в том духе, что высокий авторитет Турции на международной арене дает все основания для принятия государством все более активного участия в международных организациях.

Данный разговор приобретает особый смысл в контексте приостановки Украиной подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Этот вопрос лидеры двух стран также обсудили на встрече в Санкт-Петербурге. Но никаких подробностей в прессу не просочилось.

Действительно ли Анкара делает разворот в сторону ШОС или это момент политического блефа?

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты склоняются ко второму варианту.

«Турция заинтересована не во вступлении в политический союз, каким является ШОС, — утверждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Поэтому она с большой долей вероятности не вступит в эту организацию никогда. Хотя бы из-за того, что уже находится в НАТО».
По его мнению, Анкара больше заинтересована в интегрирование в выстраиваемую Россией на территории бывших советских республик новую экономическую систему.

«Что касается экономической составляющей сотрудничества, то Турции, как и Индии, и Вьетнаму было бы интересно войти в особую экономическую зону Таможенного Союза, — добавил он. — Здесь есть перспективные инфраструктурные проекты».

Абзалов считает, что Турции очень интересна России в качестве энергетического партнера, как минимум.

«Другое дело, что ей, конечно, нужно определиться со своими внешнеполитическими приоритетами. Но более тесная экономическая интеграция стран возможна», — констатировал он.

Слухи о близящемся повороте турецкой политики пошли еще с тех пор, когда президент Казахстана Назарбаев в присутствии СМИ заявил, что Турция может войти в Таможенный Союз раньше Украины.

Насколько тесно Турция готова интегрироваться в новую экономическую систему, создаваемую Кремлем?

Руководитель сектора изучения Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко полагает, что в словах Эрдогана содержится больше подтекста, чем текста.

«Да, информация о возможности вступления Турции в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии прошла в прессе, — рассуждает она. — Но думаю, что это скорее все-таки форма давления на Евросоюз, который по-прежнему остается главным партнером Турции и с которым она продолжает связывать все свои основные планы, в том числе внешнеэкономические».

По ее мнению, в какой-то степени Эрдоган достиг нужной цели.
«Недавно Германия уже объявила о возможности возобновления переговоров о полноправном участии Турции в ЕС, и была открыта новая статья переговоров, как раз, по региональной проблематике», — резюмировала Ульченко.

Выводы эксперта подтверждает и следующая свежая информация. В пятницу был распространен пресс-релизе Еврокомиссии, в котором со ссылкой на еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле сообщалось, что ЕС окажет Турции финансовую помощь в размере почти 240 миллионов евро на проведение ключевых реформ в области правосудия, прав человека, пограничного контроля, миграции, энергетики, окружающей среды и сельского хозяйства.