На данный момент, Украина, так же, как и Россия, борется с эпидемиями СПИДа, гепатита С и туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Хотя Украина добилась некоторого прогресса в борьбе с эпидемиями, благодаря сотрудничеству правительства с гражданским обществом, не всё так просто. Ведь власти обязаны заботиться и о тех гражданах, которые живут под российской оккупацией: в Крыму и на оккупированных территориях в зоне военных действий на востоке.
На этой неделе специальный посланник ООН по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, профессор Мишель Казачкин, провёл конференцию в киевском Альянсе общественного здоровья и посетил несколько здравоохранительных организаций, которые предоставляют некоторые медицинские услуги, в том числе обмен игл, бесплатное медицинское обследование и распространение презервативов.
Выступая на конференции, Казачкин объяснил, что в Украине и в других странах бывшего Советского Союза основным вектором распространения ВИЧ является внутривенное употребление наркотиков. В период с 2005-2015 гг. на территории бывшего Советского Союза стремительно увеличилось количество больных ВИЧ.
Казачкин так же сообщил, что феномен заражения ВИЧ/СПИД является «концентрированной эпидемией», так как болезнь распространена среди некоторых групп населения, но не среди населения в целом. Одна из главных причин распространения эпидемии — это низкий уровень системы здравоохранения, унаследованный от Советского Союза. У приблизительно 30-35 процентов ВИЧ-инфицированных в Украине есть доступ к лечению, но только 50 процентов больных знают о том, что у них есть ВИЧ.
Несмотря на печальную статистику, Казачкин сказал, что видит прогресс в борьбе с ВИЧ/СПИД в Украине, благодаря сотрудничеству общественных организаций с правительством. К сожалению, немалая часть территории Украины находится под контролем России, и это создало серьезные препятствия для тех, кто пытается помочь в борьбе с распространением ВИЧ и СПИДа.
В 2014 году Российская Федерация аннексировала Крым, и полуостров теперь полностью подчиняется Российскому законодательству. Эта ситуация привела к проблемам для пациентов в программах лечения опиоидной заместительной терапией (ОЗТ), так как в России не допускается это лечение. Программа лечения продолжала существовать на оккупированной территории Донецка и Луганска до тех пор, как запас лекарств на истёк.
Другие программы по здравоохранению на восточных оккупированных территориях имеют больший успех, так как Россия снимает с себя ответственность за положение дел в называемых «Донецкой и Луганской народных республиках».
Наталья Гурова работает в оккупированном Луганске в качестве координатора программ здравоохранения вместе с Всеукраинской ассоциацией общественного здравоохранения. «Мы ведём работу в Луганске и трёх других небольших городках с 2014 года», - сообщила Гурова «Голосу Америки».
«Мы работаем в таком же режиме, как и до вооружённого конфликта. У нас есть связи с местными властями, и они дают нам работать», – продолжила она.
Несмотря на официальное разрешение работать, ситуация остаётся непростой у линии фронта, где боевые стычки происходят каждый день. В Луганске нет официальных переходов, через линию фронта прямо в город: лекарства должны быть сначала доставлены в Донецк, а затем пересечь «границу» между двумя «самопровозглашенными республиками». Гурова сказала, что им приходится заполнять таможенные документы, чтобы получать лекарства.
Для Гуровой, самая большая трудность – это поддержание опиоидной заместительной терапии, так как местные власти не поддерживают этой программы. Некоторые из наркоманов, участвующих в этой программе лечения, смогли переехать на правительственную территорию, чтобы продолжить своё лечение, но это не всем удаётся сделать. Из тех наркоманов, которые были вынуждены остаться, некоторые снова начали принимать наркотики, большинство из которых домашнего приготовления и, следовательно, крайне опасны, например, «дезоморфин», который ещё называют «крокодилом».
Несмотря на трудности, программам по обмену игл и распространению презервативов удаётся функционировать на оккупированной территории, благодаря специальной договорённости.
Несмотря на трудности, которые создают старая, развалившаяся система здравоохранения, а также оккупация и война, те, кто борется с ВИЧ и другими эпидемиями сохраняют оптимизм.
Андрий Клепиков, исполнительный директор Альянса по общественному здравоохранению, сказал участникам конференции, что в Украине наблюдается «ряд изменений к лучшему, и успешных программ»
Альянс по общественному здоровью продолжает работать в Крыму и на оккупированной территории Донбасса. Альянс поставил себе цель, чтобы как минимум 90 процентов населения было проверено на ВИЧ/СПИД, имело доступ к лечению, и чтобы был успешным результат в 90 процентах случаев лечения.