Электронные повестки: ловушка захлопывается?

Здание Госдумы РФ (архивное фото)

Эксперты: новый регламент уведомления о призыве в армию превратит молодых россиян в “крепостных” Минобороны

Госдума России накануне в экстренном порядке (сразу и во втором и третьем чтении) приняла законопроект, регламентирующий создание в РФ единого реестра военнообязанных и приравнивающий электронные повестки в военкоматы к письменным уведомлениям по почте.

Подобная скорость продвижения 60-страничного документа не позволила толком ознакомиться даже самим депутатам, что вызвало их легкий ропот, который, впрочем, ни к чему не привел.

После принятия поправок повестка о призыве будет считаться полученной, как только её электронную копию разместят в «личном кабинете» адресата на «Госуслугах». Тем самым военкомат как бы умывает руки, а вся ответственность за дальнейший ход событий возлагается на призывника.

Для тех, кто попытается проигнорировать поход в военкомат, предусмотрен ряд ограничений, начиная с запрет на выезд за границу, причём запрет начнёт действовать со дня, когда повестка будет считаться врученной.

Новые правила затронут всех военнообязанных, а не только призывников на срочную службу.

«Власти прекрасно понимают, что им понадобится много человеческих душ на войне»

Законопроект, вводящий в обиход электронные повестки и регламентирующий создание единого призывного реестра, направлен на совершенствование государственной мобилизационно-призывной машины, полагает член инициативной группы движения «Мир. Прогресс. Права человека», журналист Олег Еланчик. По его мнению, документ создает условия для огульной отправки на фронт всех подходящих по возрасту людей, независимо от их желания.

«Поэтому в довесок к основном пакету как бы между прочим протащили еще положение, убирающее различные ограничения на службу по контракту – например, для только что закончивших школу, – уточнил собеседник «Голоса Америки». – Законопроект не просто приняли сразу во втором и третьем чтении, а, как прокомментировала депутат от КПРФ Останина, приняли "с голоса", то есть, без предварительной проработки и изучения поправок депутатами, после “просмотра телеинтервью и двухчасового изучения текста”. Последний раз такую срочность можно было наблюдать, кажется, только когда в марте 2022-го вводили наказание за “фейки” и “дискредитацию” армии».

Вероятнее подобная срочность объясняется большим напряжением сил на фронте, при том, что контрнаступление ВСУ может начаться уже в ближайшие недели, предположил Олег Еланчик: «Власти прекрасно понимают, что им понадобится много человеческих душ на войне, но при этом, видимо, серьезно опасаются реакции населения на облавы, мобилизацию, особенно в преддверии выборов 2024 года. Повторять опыт сентября прошлого года они не хотят, пытаясь обойтись волнами призывов и активной агитацией за контрактную службу (или принуждением к ней). Но контрнаступление может резко все изменить».

В Кремле, похоже, надеются быть готовыми к любым неприятным сюрпризам и стремятся к тому, чтобы нововведения заработали как можно скорее, резюмировал журналист-правозащитник.

«Российский гражданин становится в этой схеме лишь единицей военной живой силы и крепостным»

Цифровизация военного рекрутинга лишний раз подтвердила, что путинский режим будет стремиться к продлению своего существования любой ценой, считает старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Андрей Колесников. При этом, по его оценке, судьбы молодых людей, как и будущее страны, Кремль абсолютно не заботят.

«Степень конституционности такого рода законотворчества вызывает серьезные сомнения, – добавил он в комментарии для Русской службы “Голоса Америки”. – Однако в последние годы, в том числе в ситуации принятия поправок к Конституции в 2020-м году, Конституционный суд не позволял себе усомниться в правовой чистоте любых “новелл” в авторитарном законодательстве, постепенного – по восходящей степени подавления гражданских прав, зафиксированных в главе второй Основного закона и имеющих непосредственное действие – превращающегося в тоталитарное».

Так, цифровизация, призванная по идее облегчить жизнь человеку, в нынешних условиях «облегчает ему прощание с жизнью, во всяком случае с нормальным существованием», констатировал Андрей Колесников. А заодно, на его взгляд, и упрощает государству реализацию его надзорно-принудительных функций: «Российский гражданин становится в этой схеме лишь единицей военной живой силы и крепостным. Новый документ хорошо укладывается в общий тренд превращения законодательства и правоприменительных практик во все более репрессивные».

Автократическому режиму для решения военных задач нужна живая сила – любой ценой и любыми методами, утверждает эксперт. Отсюда, как ему представляется, и это «электронное» решение мобилизационно-призывного вопроса: «Но здесь возникает социально-экономическая проблема с тем самым молодым мужским населением, которому по возрасту положено учиться, работать, строить семью, зарабатывать деньги, заботиться о пожилых родителях, создавать добавленную стоимость, улучшать показатели рынка труда и демографии, включая рождаемость. Вместо этого уже больше года молодое мужское население вынуждено обеднять рынок труда и демографию».

По данным аудиторской компании FinExpertiza, основанным на статистике Росстата, в 2022 году количество работников моложе 35 лет сократилось в стране на 1,3 миллиона человек.

«Особенно впечатляюще, утверждают аналитики, “вымыло” с рынка труда россиян в возрасте 25–29 лет. Среди причин, деликатно замечают они, старение населения и эмиграция. Мобилизация не упомянута, но нетрудно догадаться, что она тут тоже явно “причем”. Словом, история с электронными повестками вписана в гораздо более широкий набор проблем, и каждая из них в результате лишь усугубляется», – подытожил Андрей Колесников.

Закон вступит в силу сразу после подписания его президентом РФ.