Под Киевом сыграли «матч смерти»

Российские кинематографисты готовы потратить 10 миллионов долларов на картину о киевском футбольном клубе «Динамо»

Российские кинематографисты решили увековечить память футболистов команды «Динамо» (Киев), сыгравших 9 августа 1942 года в оккупированной фашистами столице Украины матч против немецких летчиков. В недалеком советском прошлом эта история называлась «матчем смерти» и приравнивалась к другим подвигам советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодня, утверждают авторы картины «Матч», перед ними стоит другая задача – не преумаляя подвига команды, правдиво рассказать, как все было.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побывал на съемочной площадке под Киевом в небольшом городке Василькове, где на местном стадионе творческая группа воссоздает футбольные эпизоды «матча смерти». Именно здешний стадион очень напоминает киевский «Старт», где в летом 1942 разворачивались трагические события. «Старт» и сегодня существует в Киеве, но, как говорит продюсер фильма «Матч» Дмитрий Куликов, снимать там невозможно, поскольку территория возле стадиона слишком застроена новыми домами. В связи с этим часть картины и некоторые игровые моменты на улицах Киева 1942 года снимались в Харькове.

Примечательно, но в своей беседе с журналистами Дмитрий Куликов ни разу не упомянул известное клише – «матч смерти», хотя и вышел к прессе в красной футболке с гербом СССР.

«История футболистов киевского “Динамо” дает Украине уникальный шанс иметь своих героев. Если хотите, могу технически сказать – создать стране своих героев. Какие бы спекуляции по этому поводу ни строили, но эти люди, которые выходили на поле в оккупированном городе, играли и выигрывали, совершили подвиг», – говорит Дмитрий Куликов.

Без идеологии о прошлом

Он призывает посмотреть на то время просто, без идеологических наслоений: август 1942, эйфория немецкого командования, германские войска продвигаются вглубь Советского Союза. И тут вдруг…. поражение.

«Я убежден – немцы очень хотели выиграть. Очень! Разве можно поверить в то, что немцы к этой игре относились спустя рукава, при всей своей идеологии сверхнации, сверхчеловека, и тут им на футбольном поле противостоят какие-то “недочеловеки”, не давшие это сделать. У которых за спиной в этой время был оккупированный любимый город, немецкая власть в нем и бесперебойно работающий лагерь смерти в районе Сырца (местность в Киеве – Т.Б.)», – эмоционально подчеркивает Дмитрий Куликов.

По его словам, снимать такую картину непросто еще и потому, что разговор идет о футболе. Для того чтобы зритель поверил в игру «Динамо», организаторы и создатели «Матча» проводили для своих актеров настоящие футбольные тренировки.

«Для того чтобы выйти на начало съемочного периода, команды актеров, задействованные в фильме, тренировались больше трех месяцев. Фактически два-три раза в неделю по два-четыре часа. Мы хотим показать футбол, который никогда как футбол в кино не показывался – это будет наше ноу-хау», – отмечает Дмитрий Куликов.

Действительно, на поле можно увидеть несколько игроков, одетых в тренировочные костюмы футбольной команды из российской футбольной премьер-лиги. Дмитрий Куликов говорит, что актеры на поле играют в настоящий футбол и часто забывают, что они не спортсмены.

На поле «живая» игра

На вопрос о том, не слишком ли мал для вратаря главный герой картины, он отвечает, что голкипер Сергей Безруков полностью отвечает спортивным требованиям того времени.

«Мы снимаем футбол конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века. Тогда были совсем другие представления о футболе, начиная с того, что футбольные ворота были другими. И представления о том, что вратарь должен быть высоким – это представление уже 80-х годов», – подчеркивает Дмитрий Куликов.

Известный российский актер Сергей Безруков, играющий в «Матче» вратаря, выходя к прессе со съемочной площадки, сразу предупреждает, что рассеченная его левая бровь – это грим.

«Игра снимается “вживую”. Я играл в детстве в футбол, бегал хорошо, но вратарем я впервые. Может быть, когда-то стоял в воротах в школе. Когда это снимается “вживую”, идет абсолютно живая игра. Понятно, что играть футболистов киевского “Динамо” – это престижно, и поэтому актеры чеканят мячик так, чтобы быть достойными выступать за этот клуб на поле», – говорит Сергей Безруков. Он одет во вратарский костюм, который полностью копирует форму знаменитого динамовца Николая Трусевича.

В отличие от Дмитрия Куликова, он все-таки называет «матчем смерти» игру «Динамо» в августе 1942 года на киевском стадионе «Старт». Однако, как и продюсер проекта, не сомневается в том, что погибшие динамовцы должны назваться героями при любом политическом укладе в Украине или России.

«В нашем фильме футболисты – герои. Сегодня ситуация сложнее, сегодня времена не советские. В картине нужно правдиво рассказать, что такое люди, которые находятся в оккупации. Киев тогда встретил немцев, как освободителей… И сколько человек тогда полегло, несмотря на красивую жизнь в оккупированной столице Украины, когда людей расстреливали тысячами в Бабьем Яру, команда находила в себе мужество выходить на поле и давать надежду киевлянам», – подчеркивает Сергей Безруков.

Послезавтра никогда не наступит


Время от времени во время общения с журналистами актер начинает говорить с «одесским акцентом». В этот момент Сергей Безруков улыбается и объясняет, что пытается максимально «сжиться» с образом своего героя.

«Я не хочу быть таким героем, из-за которого гибнут люди. По-другому надо людям надежду давать. Завтра на поле покажу», – произносит почти финальную фразу из монолога своего героя Сергей Безруков. Он не может не говорить «по-одесски», поскольку его герой в фильме Николай Раневич (реально существовавший вратарь Николай Трусевич) был одесситом.

Послезавтра, образно говоря, уже никогда не наступит для Николая Трусевича. «Матчем смерти» он и несколько других динамовцев подписали себе смертный приговор. После допросов в гестапо и содержания в концлагере «Бабий Яр» он, а также Иван Кузьменко и Алексей Клименко, будут расстреляны в начале 1943 года.

Главные роли в фильме исполняют Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Станислав Боклан, Екатерина Климова, Остап Ступка. Картина выйдет на экраны в преддверии 70-летия «Матча смерти». Бюджет картины – десять миллионов долларов.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»