Госдума поддержала «закон Ротенберга»

Алексей Улюкаев

Алексей Улюкаев

Документ, помогающий россиянам, попавшим под международные санкции, возместить свои убытки, принят в первом чтении

МОСКВА – Государственная Дума проголосовала в первом чтении за поправки к закону «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Эти поправки предусматривают возможность получения компенсации убытков из государственного бюджета России теми российскими чиновниками и бизнесменами, которые попали под иностранные санкции, связанные с аннексией Россией Крыма и ее вооруженного вмешательства в дела Украины.

В прессе и соцсетях законопроект называют «законом Ротенберга». Этот российский бизнесмен из ближайшего окружения Владимира Путина в марте этого года был включен в санкционный список Соединенными Штатами, в июле – Евросоюзом, а в сентябре власти Италии наложили арест на его имущество.

Законопроект стал первым правовым актом, связанным с украинскими событиями, который серьезно расколол российский парламент: 233 депутата (фракция «Единая Россия») проголосовали «за», 202 парламентария из фракций думского меньшинства (КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР) – против. В ходе обсуждения представители коммунистов, жириновцев и «справедливороссов» жестко раскритиковали законопроект.

Алексей Улюкаев: этот закон поощряет вывоз капитала из страны

Министр экономического развития России Алексей Улюкаев известен как жесткий критик «закона Ротенберга», который, как говорят в Государственной Думе, был проведен через правительство Кремлем. В среду, выступая в Государственной Думе по другому вопросу, министр подтвердил свою негативную позицию по «закону Ротенберга», заявив, что его принятие контрпродуктивно: «Там есть серьезные коллизии с международными обязательствами, с нормами международного права. Он распространяет неявную бюджетную страховку на иностранные активы, то есть, фактически, мы поощряем вывоз капитала из страны в различных формах, что, наверное, не является задачей экономической политики».

При этом, Алексей Улюкаев фактически признал, что при последнем рассмотрении законопроекта в правительстве с его ведомством не советовались, несмотря на то, что оно по этому акту является профильным: «Мы официально давали свое отрицательное заключение на этот законопроект еще в апреле. На новой стадии он к нам не поступал».

Дискуссия в Думе: «за» и «против»

Законопроект представлял депутат от «Единой России» Владимир Поневежский, который убеждал коллег поддержать этот документ по внешнеполитическим причинам: «С весны и по сегодняшний день продолжает нарастать напряжение между Россией и рядом западных государств, в том числе и с Украиной. Обострение в отношениях отражается, в том числе, на решениях в отношении имущества граждан России»

«Недавно принятые на Украине законы, которые касаются подсудности споров, возникающих на территории Крыма, красноречиво свидетельствует о существовании в настоящее время объективной угрозы вынесения украинскими судами политически обусловленных решений в отношении граждан РФ», – заявил депутат.

Поневежский пояснил, что решения иностранных судов, в частности, постановляющие изъять активы или собственность у российских граждан, в соответствии с законом, будут объявляться «заведомо неправосудными и нарушающими суверенитет Российской Федерации».

Компенсации за эти решения, по словам Поневежского, будет выплачивать российский бюджет после обращения «пострадавших» в суд, однако Москва оставляет за собой право «регрессного требования РФ к иностранному государству» с возможностью «применить обеспечительные меры к находящемуся на территории России имуществу лица или государства, по инициативе которого вынесено заведомо неправосудное решение».

Первым закон раскритиковал депутат-коммунист Олег Смолин: «Люди из бизнес-сообщества говорят, что, во-первых, лучше бы авторы позаботились об имуществе бизнесменов в России, а во-вторых, причем здесь бюджет? Лучше дать право обращать взыскания напрямую на имущество обидчиков и их государств. Действительно, странно отнимать деньги у детей, ветеранов и инвалидов, и отдавать их бизнесменам, которые вывезли эти деньги за рубеж».

Жириновец Алексей Диденко, выступая от фракции ЛДПР, также отозвался о законе отрицательно: «Закон абсолютно финансово не просчитан, и те последствия, в которые обойдется принятие этого закона, для депутатов не очевидны. Понятно, что, в связи с меняющейся обстановкой, эта статья расходов должна увеличиться в разы и кратно. Сегодня это могут быть десятки и десятки миллиардов, поэтому нельзя принимать этот закон в таком виде».

Тем не менее, с помощью голосов «Единой России», выступившей «за» (233 при 226 необходимых), законопроект был принят в первом чтении.

Александр Рыклин: закон помогает людям из окружения Путина

Член бюро Федерального политсовета оппозиционного движения «Солидарность» Александр Рыклин в интервью Русской службе «Голоса Америки» отметил, что «этот закон направлен на компенсации совершенно определенной категории граждан».

«Понятно, что этот закон – о тех, на чье имущество там, за границей, будет наложен арест, и сегодня это, в первую очередь, касается друзей Путина. Решение об одобрении этого закона принято на самом верху, и оно носит в большой степени демонстративный характер: он, в большей степени, чем борется за чьи-то имущественные права людей из ближайшего окружения президента России, показывает, что в России эти люди пользуются уважением, что страна поддерживает курс Путина и его друзей, и готова им платить», – говорит оппозиционер.

При этом, по словам Александра Рыклина, «за принятием этого закона вряд ли последует арест каких-то зданий, принадлежащих другим странам, например, дипломатических помещений».

«Однако в принципе, если санкции будут ужесточаться, например, если другими странами будет наложено эмбарго на поставки энергоносителей из России в серьезных масштабах, то тут уже всякое возможно», – добавляет член руководства «Солидарности».