Human Rights Watch: Нас беспокоит насилие на юго-востоке Украины

Рэйчел Денбер

Рэйчел Денбер о журналистах Lifenews, действиях сепаратистов и пропорциональности применения силы
МОСКВА. Заместитель директора отдела Европы и Центральной Азии международной правозащитной организации Human Rights Watch Рэйчел Денбер приехала в Москву и встретилась с российскими правозащитниками и журналистами. 21 мая Human Rights Watch опубликовала заявление, в котором потребовала от властей Украины отпустить всех журналистов, задержанных в районе проведения антитеррористической операции. HRW также потребовала от украинских официальных лиц не препятствовать приезду в Украину журналистов из России, в том числе и сотрудников российских государственных медиа.

Ранее СМИ также сообщали, что в восточной части Украины зафиксированы случаи похищения, нападения и взятия в заложники как украинских, так и иностранных журналистов. Неизвестные совершают разбойные нападения и поджигают редакции независимых украинских изданий. Один из наиболее резонансных случаев ограничения свободы СМИ в восточной Украине – похищение сотрудника издания Vice News Саймона Островского. Журналист, взятый в заложники пророссийскими вооруженными ополченцами в Славянске, был освобожден и сегодня находится в безопасности.

Рэйчел Денбер дала интервью «Голосу Америки», где рассказала о том, как Human Rights Watch видит ситуацию на юго-востоке Украины.

Данила Гальперович: Что больше всего беспокоит Human Rights Watch в ситуации на юго-востоке Украины?

Рэйчел Денбер: Наше основное беспокойство вызывают вооруженные группы, называющие себя Донецкой республикой, похищавшие, избивавшие и запугивавшие людей, которые не согласны с самой идеей Донецкой народной республики или относятся к этой идее критически. Среди пострадавших есть местные политики и политические активисты, журналисты, члены местных избирательных комиссий. Это беспокойство – очень серьезное, так как количество этих случаев достигли критического уровня.

Еще наше беспокойство вызывает то, что во время некоторых операций, которые проводили правоохранительные структуры Украины для освобождения зданий, захваченных боевиками, создавалось впечатление, что сила была применена непропорционально, и это должно быть расследовано.

Третье обстоятельство, которым мы очень обеспокоены — это случаи массового насилия, совершаемого толпой, при том, что полиция, мягко говоря, не делает всего необходимого для того, чтобы предотвратить эти случаи столкновений между про-киевски и анти-киевски настроенными группами. Наиболее страшный случай, конечно, произошел, как вы знаете, в Одессе, специальным расследованием которого мы пока не занимались. Но мы уже говорили с некоторыми людьми об этой трагедии, и они рассказали, что после того, как группы людей атаковали друг друга с помощью камней, металлических труб и деревянных палок, было применено и огнестрельное оружие. Мы знаем, что все закончилось массовой гибелью людей в горящем здании, и это очень серьезно. И это, конечно, никак не способствует установлению доверия, о необходимости чего постоянно говорят нынешние власти в Украине.

Д.Г.: Что вы думаете о случаях похищения или задержания журналистов в этом регионе?

Р.Д.: Да, нам об этом хорошо известно, и это тоже очень серьезно. Я говорю, в частности, об исчезновении журналиста, работающего на компанию «Russia Today», Грэма Филлипса. С ним не было контакта в течение 24 часов после того, как он был задержан украинской Национальной гвардией, и это очень тревожно. (Грэм Филлипс был отпущен на свободу в ночь с 21 на 22 мая — Д.Г.).

Также это касается двух журналистов телеканала Lifenews Олега Сидякина и Марата Сайченко, которые были арестованы – они должны быть освобождены. Если против них выдвинуты какие-либо обвинения, им должна быть дана возможность воспользоваться помощью адвоката и получить поддержку от консульских работников своей страны.

Я знакома с теми обвинениями, которые Служба безопасности Украины выдвигает против журналистов Lifenews, однако при отсутствии нормального расследования, при отсутствии юридической помощи этим журналистам, я бы относилась к заявлениям спецслужб Украины с некоторым сомнением.

Д.Г.: Насколько, по-вашему, Россия вовлечена в то, что происходит в этих областях Украины?

Р.Д.: Мы не расследовали то, насколько Россия прямо вовлечена или не вовлечена в ситуацию на юго-востоке Украины – это не относится к теме прав человека. А что относится к этой теме – так это то, что, независимо от заявлений России о том, что она никак не вовлечена, абсолютно очевидно, что она имеет влияние на боевиков из «Донецкой и Луганской народных республик», и что те обращаются к России за одобрением и поддержкой. Так что у России есть прекрасная возможность оказать воздействие на боевиков с тем, чтобы они перестали похищать и запугивать людей, чтобы они прекратили делать все то, что уж точно является нарушениями прав человека.

Д.Г.: Как в принципе вы относитесь к выступлениям людей на юго-востоке Украины, там ведь не только боевики действуют?

Р.Д.: Я думаю, что это отражает проблему адекватного политического представительства этих людей в их общении с Киевом. Это должно стать предметом переговоров, которые, как я знаю, уже проходят в Киеве. Многие люди на юго-востоке потеряли возможность быть политически представленными во власти с того момента, как Партия Регионов начала раскалываться. У них возникло впечатление, что Киев их игнорирует, не прислушивается к их мнению.

От редакции:

Как ранее сообщала Русская служба «Голоса Америки», ситуация со свободой СМИ в восточной Украине, где пророссийские сепаратисты оккупировали госучреждения и отказываются покидать баррикады, продолжает вызывать тревогу.

Об этом говорилось в нескольких заявлениях представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович. Озабоченность в связи с положением журналистов, освещающих ситуацию в восточной Украине, выражали также правозащитная организация Amnesty International, «Репортеры без границ».