15 октября 1962 года с американского разведывательного самолета U2 были сделаны фотоснимки секретных ракетных баз на Кубе, о чем президент Джон Кеннеди был проинформирован 16 октября. Этот день вошел в историю как начало Карибского кризиса. Ему посвятил свою книгу «Минута до полуночи» Майкл Доббс, корреспондент газеты «Вашингтон пост». Название книги символично. Изобретатели первой американской атомной бомбы шестьдесят лет назад создали проект под названием «Часы Судного дня», стрелки которых показывают без нескольких минут полночь – символический момент ядерного апокалипсиса. И если мир когда-либо был в одной минуте от полуночи, это было во время Карибского кризиса 1962 года, считает Майкл Доббс.
Инна Дубинская: Что было поставлено на карту во время кризиса, который в США называют кубинским ракетным, а в России – карибским?
Майкл Доббс: Никогда мир не стоял так близко к ядерной войне, как во время Карибского кризиса. Самое главное, что стояло на кону – жизни миллионов людей. Карибский кризис мог привести к ядерным ударам обеих сверхдержав – СССР и США. И хотя США имели неоспоримое ядерное превосходство, даже одна или две советских ядерных ракеты, достигшие американской территории, вызвали бы огромные разрушения в США, и президент Кеннеди это прекрасно понимал. Некоторые его советники рекомендовали начать ядерную войну, которую США несомненно бы выиграли, но Кеннеди посчитал, что такая победа не стоит многого.
И.Д.: Буквально в считанные дни после того, как американский разведывательный самолет U2 сделал фотоснимки, обнаружившие секретные ракетные базы на Кубе, еще один U2 оказался в воздушном пространстве СССР. С какой целью?
М.Д.: В дни кризиса США послали самолет U2 с разведывательной миссией к Северному полюсу. Его задачей был сбор радиоактивных осадков над островом Новая Земля. Пилот Чарльз Молтсби совершил ошибку и вместо того, чтобы полететь к Аляске, оказался над Чукоткой, причем в самый напряженный день холодной войны. Хрущев задал Кеннеди вопрос: «Что происходит? Вы засылаете своих разведчиков на нашу территорию, когда обе наши страны готовы начать войну?» Это могло закончиться весьма трагически.
Я считаю, что это демонстрирует реальную опасность, существовавшую во время кризиса. Эта опасность существовала не из-за сознательных действий Кеннеди и Хрущева – оба они не хотели ядерной войны. Опасность пришла благодаря цепочке несчастных событий, что происходит, когда военная машина начинает работать на полную мощность. Ведь президент или генеральный секретарь не может контролировать все и вся. Есть и множество других примеров, которые я привожу в своей книге.
И.Д.: Что Вы думаете по поводу аргумента России о том, что она рассматривает как угрозу своей безопасности приближение НАТО к российским границам? Не повторяется ли история на своем новом витке? Ведь причиной Карибского кризиса в 1962 году стало как раз то, что в ответ на размещение американских ракет в Турции СССР решил разместить свои ядерные ракеты в непосредственной близости от американской территории?
М.Д.: Я считаю, что вполне уместны исторические параллели между Хрущевым тогда и Путиным сейчас. Хрущев был чрезвычайно недоволен тем, что США разместили свои ядерные ракеты и авиацию в Турции. Любитель летнего отдыха в Сочи Хрущев говорил, что когда он смотрел на морской горизонт, ему казалось, что он видит американские ракеты, направленные на него с турецкого берега. Думаю, это отчасти было причиной того, что Хрущев принял решение отправить на Кубу советские ядерные ракеты. Он часто повторял, что американцев нужно поставить в условия, когда они будут вынуждены испытать на себе, что значит, когда на их границах появляется опасность внешнего вмешательства. Ведь именно в таких условиях многие годы был Советский Союз. Такова была логика Хрущева. И точно так же сейчас рассуждает Путин.
И.Д.: Давайте вернемся к событиям октября 1962 года. Как получилось, что американская разведка не заметила процесс подготовки к размещению советских ракет на Кубе?
М.Д.: В течение многих недель американцы, наблюдая движение советских военных кораблей через Атлантический океан, задавались вопросом – что они перевозят? Предполагалось, что это были людские военные ресурсы, однако их число оказалось очень серьезно недооценено. По оценкам ЦРУ, их число составляло 6-8 тысяч. В реальности число советских военных на Кубе было 43 тысячи. На Кубе также было размещено не только ядерное оружие, но и тактическое, способное полностью разгромить американские войска в случае вторжения и уничтожить военную базу США в Гуантанамо.
Разведывательные ведомства строят свои анализы на основе событий уже происшедших. Никогда Советский Союз не устанавливал военного присутствия так далеко за пределами своих границ. Поэтому американцы не могли предположить, что Хрущев пойдет на такого рода игру. В конце концов США послали разведывательный самолет на Кубу, с которого были сделаны снимки советских ядерных ракет. Снимки были показаны президенту Кеннеди 16-го октября. Этот день стал началом 13-дневного Карибского кризиса.
И.Д.: Какие исторические уроки можно извлечь из Карибского кризиса?
М.Д.: С американской точки зрения, это очень хороший пример того, как президент США принимает решения в момент серьезнейшей угрозы национальной безопасности страны; что он знает и чего не знает. Я обнаружил, что президенту Кеннеди на тот момент было неизвестно довольно много из того, что происходило на Кубе, в Советском Союзе.
Кроме того, развитие событий может привести к войне между государствами вопреки желанию их лидеров.
И.Д.: Майкл, спасибо вам за интервью.