Transparency International: кампания путинского режима по захвату власти способствует укоренению коррупции

Организация опубликовала доклад, посвященный Индексу восприятия коррупции (ИВК), за 2023 год

Международная организация Transparency International опубликовала доклад, посвященный Индексу восприятия коррупции (ИВК) в госсекторе 180 стран и территорий. Выводы доклада основываются на экспертных оценках.

В докладе за 2023 анализируется влияние коррупции в мире и приводится информация о том, в каких странах наблюдается улучшение ситуации в данной сфере, а в каких – ухудшение.

«Коррупция будет процветать до тех пор, пока системы правосудия не смогут наказывать за правонарушения и держать правительства в узде, – подчеркивается в заявлении председателя Transparency International Франсуа Валериана. – Когда правосудие покупается или в него вмешиваются политические силы, страдают люди. Лидеры должны полностью поддерживать и гарантировать независимость институтов, которые защищают закон и борются с коррупцией. Пришло время покончить с безнаказанностью за коррупцию».

В докладе отмечается, что в Восточной Европе и Центральной Азии «сложилась тревожная ситуация», учитывая, что в этих регионах распространены такие проблемы, как отсутствие верховенства права, растущий авторитаризм и системная коррупция.

«Средний балл здесь составляет 35 из 100», – подчеркивается в докладе. В документе поясняется, что такие институты, как полиция, прокуратура и суды, часто не в состоянии проводить расследования и привлекать к ответственности тех, кто злоупотребляет властью.

Согласно ИВК за 2023 год, большинству стран Восточной Европы и Центральной Азии не удалось продвинуться в борьбе с коррупцией, однако пять стран значительно улучшили свои показатели за последние 10 лет.

«Это свидетельствует, что, несмотря на существенные проблемы, с которыми сталкивается большая часть региона, перемены возможны», – подчеркивается в докладе.

России присуждено 26 баллов на фоне «многолетней кампании путинского режима по захвату власти и контроля над ресурсами страны» – кампании, способствовавшей укоренению коррупцию. С таким показателем Россия откатилась на 141 место из 180 стран, свое самое низкое за все предыдущие 11 лет существования индекса. Эту строку она поделила с Гвинеей, Угандой и Кыргызстаном. Возлавляют список Дания, Финляндия и Новая Зеландия, замыкает – Сомали.

«Правительство повсеместно контролирует государственные институты, что позволяет чиновникам бесконтрольно злоупотреблять своей властью в колоссальных масштабах, – констатируют эксперты. – Ослабление независимости судебной системы в России привело к росту безнаказанности за коррупцию, что серьезно подорвало доверие общества к системе правосудия. Система правосудия также используется режимом для подавления оппозиции и, следовательно, укрепления своей власти. В результате правящая элита получает возможность без ограничений преследовать свои честолюбивые замыслы, и продолжающаяся война России против Украины подтверждает, насколько опасными могут быть последствия, если власть выходит из-под контроля».

Благодаря упорным усилиям, направленным на укрепление демократии, борьбу с коррупцией и обеспечение верховенства права, Молдова (42 балла) продолжает неуклонно повышать свой рейтинг в ИВК – в этом году страна набрала еще три балла. Тем не менее, Молдова продолжает испытывать внешнее давление, особенно учитывая ее близость к военным действиям России против Украины и исторические связи с Россией. Это давление, в том числе попытки политического и правового вмешательства, нередко препятствует реформам и усугубляет коррупционные риски.

Годовой отчет об Индексе восприятия коррупции (ИВК) за 2023 год, опубликованный Transparency International 29 января 2024 года.

В Азербайджане (23 балла), Таджикистане (20 баллов) и Туркменистане (18 баллов) сохраняются серьезные проблемы, связанные с коррупцией. Широко распространен авторитарный контроль правящих элит над государственными институтами, при этом коррупция служит целям удержания власти и уклонения от ответственности.

В Грузии (53 балла) коррупция указывает на более глубокую системную проблему – концентрацию власти и повсеместное влияние элит на государственные институты и процессы принятия решений. На протяжении уже нескольких лет в Грузии подрываются демократические устои, и в условиях усугубляющегося захвата государства коррупция в высших эшелонах власти превращает членов правительства в клептократов. Недавнее «возвращение» на политическую арену Бидзины Иванишвили, основателя правящей в стране партии, – еще один признак того, что он сыграл ключевую роль в захвате государственных институтов. Когда-то Грузия считалась активным борцом с коррупцией, но теперь эта проблема стала одним из основных препятствий к вступлению страны в ЕС.

Казахстан (39 баллов) демонстрирует определенные успехи в борьбе с коррупцией, в том числе путем проведения правовых реформ и возвращения похищенных активов. Однако эти усилия сводятся на нет в условиях авторитарного режима, наряду с недостаточными транспарентностью и независимостью судебной системы.

Всего за четыре года Кыргызстан (26 баллов) превратился из оплота демократии с динамичным гражданским обществом в консолидированное авторитарное государство, где система правосудия используется для преследования недовольных режимом. Это способствует процветанию коррупции, о чем свидетельствует снижение рейтинга страны в ИВК на пять баллов с 2020 года.

За два года, последовавшие за «Бархатной революцией» 2018 года, Армения (47 баллов) пережила значительные демократические и антикоррупционные реформы. Однако прогресс в борьбе с коррупцией застопорился, в первую очередь по причине ограниченного применения новых мер. В Армении, как и во многих других странах региона, существуют серьезные угрозы безопасности, однако у нее есть потенциал для преодоления этих трудностей и превращения сильной политики в эффективный контроль над коррупцией.

Рейтинг Украины (36 баллов) прибавил три балла в этом году, продолжив 11-летний рост. Это произошло на фоне начатой Россией войны против Украины, которая повлекла в Украине серьезные инфраструктурные сложности и проблемы в сфере государственного управления, что увеличило коррупционные риски. Важную роль сыграло приоритетное внимание к реформам системы правосудия, в том числе реструктуризация органов судебного самоуправления и укрепление независимости судебной системы. Меры по укреплению потенциала и независимости Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры Украины (САП) в сочетании с национальной антикоррупционной стратегией и комплексной программой ее реализации обеспечили прочную основу для продолжающихся усилий по борьбе с коррупцией.

Узбекистан выделяется в регионе как страна, значительно улучшившая свой рейтинг в ИВК, с результатом 33 балла (+15 баллов с 2014 года). Среди основных мер можно назвать создание агентства по противодействию коррупции, совершенствование законодательства и либерализацию экономики.

Your browser doesn’t support HTML5

Transparency International: кампания путинского режима по захвату власти способствует укоренению коррупции