Президент Узбекистана Ислам Каримов пропустил День независимости страны

Ислам Каримов

Ранее на этой неделе поступала противоречивая информация о состоянии здоровья и причинах госпитализации главы государства

МОСКВА – Диктор государственной телекомпании зачитал речь Каримова в эфире. В написанной речи, Каримов призвал граждан страны продолжать двигаться вперед, после того, как независимость дала им «возможность построить свободную и благополучную жизнь».

Внезапный инсульт и госпитализация единственного президента Узбекистана с момента обретения независимости создали тягостную атмосферу по всей стране, которая ровно 25 лет назад вышла из состава Советского Союза.

Вместо Каримова, который не появлялся на публике в течение последних нескольких дней, его возможный приемник, премьер-министр Шавкат Мирзияев, возглавил торжества. Концерт, который обычно посещает президент, в этот раз был отменен.

Власти Узбекистана опровергли информацию о том, что Каримов скончался. Одна из его дочерей заявила в среду, что он находится в стабильном состоянии в больнице. Несмотря на это, настроение праздника было приглушено неопределенностью о здоровье президента и еще в большей степени отсутствием очевидного приемника.

«Это серьезное испытание, которое было ожидаемым в течение некоторого времени», – говорит Дейрдре Тайнан, директор центрально-азиатского проекта Международной кризисной группы, базирующаяся в Бишкеке. – Но если Узбекистан оступится, если переход власти превратится в политический хаос, то риск возникновения конфликтов с применением насилия высок; и в таком хрупком регионе, как Средняя Азия, риск распространения беспорядков также высок», - написала она по электронной почте в Московское бюро «Голоса Америки».

Каримов начал править Узбекистаном «железной рукой» с 1989 года, как раз перед распадом Советского Союза. Он часто подвергался критике за злоупотребления властью, использование правоохранительных органов и судов для подавления своих политических оппонентов, активистов и средств массовой информации, а также заставляя миллионы людей работать на хлопковых полях.

В 2005 году службы безопасности открыли огонь по толпе протестующих в городе на востоке Узбекистана – Андижане. В то время как узбекские власти сообщили, что число погибших составило 187, независимые журналисты и правозащитники утверждают, что около 1000 человек были убиты.

Правозащитная группа Human Rights Watch утверждает, что узбекское правительство отправило в тюрьму тысячи людей по политическим обвинениям, многие из которых были подвергнуты пыткам. Политические аналитики в Москве говорят, что деспотичный стиль управления Каримова держал в страхе исламских боевиков и поддерживал стабильность. Но эксперты считают, что сейчас любая попытка борьбы за власть среди правящих кланов Узбекистана может сопровождаться новой угрозой исламского экстремизма прямой или косвенной.

«Каримов в течение многих лет был очень серьезным защитником не только своей страны, но и всего региона от радикальной исламской угрозы, – говорит Александр Гольц, независимый военный аналитик в Москве и заместитель главного редактора «Еженедельного журнала».

«И, к сожалению, все было основано на его личности, как это обычно бывает во всех авторитарных режимах, – отмечает Гольц. – Каримову удалось построить службу безопасности, которая может контролировать все в Узбекистане».

«Но Бог знает, как эти люди из служб безопасности будут вести себя, когда Каримов уйдет», – заключает эксперт.

Другие региональные аналитики говорят, что большинство элит Узбекистана хотят избежать грязной борьбы за трон Каримова.

«Те, кто выиграют в этой борьбе, победители, могут потерять больше в ходе борьбы, если они позволят установиться хаосу и потеряют контроль над страной, – сказал эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. – Таким образом, есть границы, за которыми элиты не могут позволить себе жесткую борьбу с помощью «нетрадиционных» методов политической борьбы».

Кремль будет пристально следить за тем, кто придет на смену, говорит Тайнан, так как стабильность и безопасность Узбекистана – это то, в чем заинтересована Россия. «Каримов был весьма непопулярен фигурой среди российских дипломатов», – добавляет она.

«Москве будет нужен тот, кто готов соглашаться, по крайней мере, публично, с ее политикой, – говорит Тайнан. – В идеале, это был бы кто-то, кто бы заставил Узбекистан вновь присоединиться к ОДКБ (Договор о коллективной организации по вопросам безопасности) и быть открытым для ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Говоря практически, они, вероятно, будут удовлетворены увидеть кого-то не столь антагонистического и готового, по крайней мере, пройти через ритуалы взаимного уважения».

Региональный эксперт Дубнов считает, что Москва может видеть в качестве фаворита среди возможных приемников Каримова премьер-министра Шавката Мирзияева. Премьер-министра поддерживает глава Службы внутренней безопасности Рустам Инноятов, который был офицером КГБ в течение длительного времени в советский период и был неизменным руководителем службы безопасности Республики Узбекистан», – говорит Дубнов. – Его представления о безопасности, которые он получил еще в советские времена, могут облегчить нахождение общего языка в диалоге между Ташкентом и Москвой».

Российские чиновники немногословны с воскресенья, когда Узбекистан объявил, что президент был госпитализирован.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков во вторник заявил, что они не имели последней информации о Каримове и не могут подтвердить сообщения о его смерти. Российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило, что российские нейрохирурги занимаются лечением Каримова.

Если Каримов умрет, глава Сената Узбекистана станет временным лидером в течение трех месяцев, пока не будут проведены новые внеочередные выборы.