Город Махмур расположен на линии фронта между иракскими курдскими отрядами пешмерга и боевиками «Исламского государства».
Это – база пешмерга. Из-за мешков с песком вида водонапорная башня, на которой вывешен черный флаг ИГИЛ.
«Эта деревня, – поясняет солдат пешмерга, указывая на линию домов, виднеющуюся на горизонте, – находится под контролем Даеш».
Боевики ИГИЛ сражаются отчаянно.
В 2014 году земли, на которых сейчас располагаются отряды пешмерга, тоже контролировались ИГИЛ, или «Даеш» – так эту группировку называют в этих местах.
Потребовалось два месяца кровопролитных боев, чтобы вытеснить боевиков из этой зоны и восстановить контроль над территориями, которые курды считают своими.
По крайней мере, одна из деревень сейчас стоит совершенно пустая. Стены домов изрешечены пулями. По правую сторону от неровной дороги, пролегающей между домами, висит большой знак, предупреждающий ни к чему не прикасаться.
Боевики ИГИЛ нередко закладывают бомбы и мины-ловушки на занятых территориях.
Ветеран многих войн
78-летний Омар Мирхан, старейший боец пешмерга в этих местах, хорошо изучил район боевых действий. По его словам, курды убили всех боевиков ИГИЛ, когда восстановили контроль над Махмуром и окрестными деревнями.
«Они никогда не отступают», – рассказывает Мирхан, стоя на вершине холма в окружении молодых товарищей и указывая на лежащий внизу город.
Хотя Мирхан уже ушел в отставку и сейчас выступает лишь в качестве добровольца, у курдских бойцов он по-прежнему пользуется большим авторитетом.
Он вступил в формирования пешмерга в 1961 году и с тех пор участвовал в каждой войне, в том числе – против бывшего иракского лидера Саддама Хуссейна.
Стоя на своем наблюдательном пункте, Мирхан сворачивает папиросу с золотистым курдским табаком, прихлебывает чай и закуривает.
По его словам, битва за Мосул обещает быть тяжелой, и он не уверен, что иракской армии, которая бежала из города в 2014 году, под силу эта задача.
«Вы хотите, чтобы иракская армия взяла Мосул? Если ей на помощь не придут американские сухопутные войска или пешмерга, Богом клянусь, Мосул она не возьмет», – считает Мирхан.
Отношения между курдскими и иракскими военными не отличаются теплотой. Базы у них раздельные, и, хотя Курдистан по-прежнему считается частью Ирака, над базами пешмерга реет курдский флаг, а иракский – только над иракскими.
Сотрудничество между иракскими и курдскими силами
Как отмечает генерал Сирван Барзани, командующий на линии фронта в Махмуре, которая известна как Сектор 6, иракские и курдские силы сотрудничают друг с другом. Он встретился с корреспондентами «Голоса Америки» в ходе краткого визита на один из постов над Махмуром.
«У нас есть совместная оперативная комната для иракской армии, Министерства обороны пешмерга, американских сил и коалиции», – рассказывает он.
Но потребуется более активное сотрудничество. «Исламское государство» – трудный противник, подчеркивает генерал. По его словам, чтобы взять Мосул, авиаударов коалиции недостаточно, потребуются штурмовые вертолеты.
Необходимо больше оружия и денег
Барзани призвал снабдить стесненные в средствах курдские силы оружием и боеприпасами. «У меня сейчас есть максимум 5 процентов от того, что нужно», – говорит генерал.
Жестокий экономический кризис в Курдистане в сочетании с ожесточенными спорами из-за бюджета с центральным правительством в Багдаде привели к тому, что зарплаты многим пешмерга в этом районе выплачиваются с задержкой на несколько месяцев.
Тем временем ИГИЛ развивает новые технологии, новые способы применения самодельных бомб, использует беспилотники для сбора разведданных и съемки собственных нападений, а также экспериментирует с химическим оружием.
«Это опасные люди», – констатирует Барзани.
Борьба с ИГИЛ – сложная задача
Однако, по словам курдского генерала, подлинная трудность не в том, чтобы отбить у боевиков ИГИЛ Мосул, а в том, чтобы его удержать.
«Дело не только в том, чтобы оттеснить Даеш, но и в том, чтобы удержать эти земли под контролем», – поясняет он.
«Думаю, что для этой операции потребуется на менее 25 000 иракских солдат и почти 10 000 пешмерга», – считает генерал.
По словам Барзани, иракские силы безопасности уже стягиваются в Махмур – район, расположенный на юго-востоке от Мосула и примерно в 125 километрах к юго-западу от Ирбиля.
Однако, как отмечает генерал, пока неясно, как будет разворачиваться борьба за Мосул и какую роль будут играть в этой борьбе иракские шиитские ополчения.
«План менялся уже больше четырех-пяти раз. Так что окончательного плана до сих пор нет», – уточняет он.