Авторов наскальной живописи времен Ледникового периода скорее можно сравнить с Леонардом да Винчи, чем с Сальвадором Дали. Во всяком случае их изображения лошадей абсолютно точны. Такой вывод позволяет сделать анализ ДНК древних животных.
И дело здесь не только в эстетике: реалистичные рисунки дают точное представление об окружающей среде, существовавшей десятки тысяч лет назад.
Недавнее исследование, результаты которого были опубликованы на интернет-сайте журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, посвящено анализу изображений лошадей – наиболее частых персонажей наскальной живописи.
Известные пещеры Ласко и Шове во Франции содержат множество сцен с изображениями бурых и черных лошадей. Но стены некоторых других французских пещер, в частности в Пеш-Мерле, украшены изображениями белых лошадей в черных яблоках.
Это заставило ученых задуматься – а не были ли пятнистые лошади выдумкой?
Чтобы разобраться в генетике окраски древних лошадей, международная команда исследователей проанализировала ДНК, полученные из окаменелых костей и зубов 31 доисторической лошади. Образцы были собраны в десятке археологических раскопов в Сибири, Восточной и Западной Европе.
Выяснилось, что образцы шестерых лошадей обладали генетической мутацией, которая проявляется в пятнистой окраске. Это стало еще одним подтверждением того, что древние художники рисовали то, что видели. Как отметил палеоантрополог Джон Шей, результаты исследования его не удивили: пещерные художники досконально знали животных, на которых охотились.
Однако тот факт, что пещерные художники были реалистами, не означает, что им не хватало воображения. Археолог Пол Петтитт из Шеффилдского университета в Англии говорит, что эти люди были «необыкновенно одаренными в творческом отношении» и пользовались техникой рисунка, применяющейся до сих пор – такой, например, как штриховка углем.