Кабельные каналы в России: смерть без рекламы?

  • Виктор Васильев
Многим российским телеканалам грозит закрытие

МОСКВА – В новом году российских зрителей, привыкших пользоваться услугами платного телевидения, ожидает неприятный сюрприз. По мнению экспертов, по меньшей мере, около 150 из кабельных каналов окажутся под угрозой закрытия в связи с вступлением 1 января в силу закона о запрете рекламы на платных телеканалах.

Напомним, президент Владимир Путин подписал закон еще в июле нынешнего года – вскоре после неожиданного и сверхбыстрого прохождения документа в Госдуме РФ. Положительный исход голосования по инициативе был обеспечен наличием простого большинства в нижней палате парламента у партии «Единая Россия». Эсеры, коммунисты и ЛДПР выступили против законопроекта.

Всего закон коснется согласно составленного Роскомнадзором реестра 1,4 тысячи платных телеканалов, из них примерно 300 – федеральные, которые распространяются в большинстве регионов страны.
Автор поправок, член думского комитета по обороне Игорь Зотов считает инициированный им запрет справедливым. На его взгляд, он должен уравнять в правах платные и бесплатные каналы.

У представителей телевизионного бизнес-сообщества другая точка зрения. Главы 12-Ти телеканалов, в числе которых входили «Дождь», «Киномания ТВ» и другие, обращались с открытым письмом к руководству страны с предложением вначале обсудить с ними предлагаемые поправки к закону и просили перенести обсуждение документа на более поздний срок, но тщетно.

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты отрицательно относятся к закону по ряду причин. На взгляд заведующего кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ, телеведущего Николай Сванидзе, он плохой.

«В первую очередь, потому что бьет по рынку свободных средств массовой информации, – добавил Сванидзе. – Он еще больше сужает его». По его словам, закон находится «совершенно в тренде того, что происходит сегодня между государством и прессой».

«Это в логике действий сегодняшней власти и в логике сегодняшних законодательных действии», – подчеркнул он.

У члена комиссии Совета по правам человека при президенте РФ по свободе информации, председателя ассоциации «Агора» Павла Чикова отношение к закону также крайне негативное.

«Собственно, по этому поводу Совет по правам человека уже высказывался отрицательно, – заметил он. – Очевидно, что это шаг, цель которого заключается в экономическом подрыве независимых от властей средств массовой информации».

Лишение кабельных каналов возможности зарабатывать деньги на рекламе как минимум подрывают основы гражданского права, убежден Чиков.

«С чего это вдруг какие-то участники гражданских правоотношений получают большие преимущества относительно других? – задается он вопросом. – Это и есть основная наша претензия к закону».

Согласно обнародованному ранее заявлению, президентский совет по правам человека считает, что принятые поправки к закону монополизируют рынок телевизионной рекламы и приведут не только к повышению абонентской платы, но и к закрытию многих телеканалов.
Николай Сванидзе уверен, что скоропалительное принятие закона произошло отнюдь не случайно.

«В данном случае законопроект принимался с прицелом на конкретные СМИ, с плохо скрываемой задачей убить их, либо погасить, либо организовать их рейдерский захват, что и будет сделано», – констатировал он.

Как ему представляется, выжить в таких условиях у многих кабельных каналов вряд ли получится.

«Сочетание факторов для них сейчас убийственное, – аргументирует журналист. – Очень тяжелая экономическая ситуация в целом, плохое законодательство, тяжелые отношения с властью. Власть могла, даже не подав никакого внешнего сигнала, сделать так, что им пришлось бы очень туго и в более благоприятной обстановке».

Как ему кажется, у большинства из подпавших под действие закона каналов «просто нет никакого ресурса для выживания».
«Поэтому, думаю, уже можно говорить практически об их обреченности», – резюмировал Сванидзе.

У Павла Чикова нет никаких сомнений, что инициатива возникла «в качестве элемента давления на телеканал «Дождь». «По крайней мере, для меня это более чем очевидно, – признался он. – “Дождь” находится в крайне тяжелом финансовом положении именно по одной из этих причин».

В 2013 году 68 процентов выручки (370 миллионов долларов) «Дождя» составила как раз реклама.

Одновременно Чиков затруднился сказать, обречено ли большинство из кабельных телеканалов?

«Насколько я понимаю, это всегда довольно индивидуальная история, но при этом я уверен, что для них наступают очень тяжелые времена и многие из них закроются», – заключил правозащитник.