Группа сенаторов США от обеих партий 1 октября направила госсекретарю США Майку Помпео и министру финансов Стивену Мнучину письмо с призывом ввести санкции против российских чиновников, систематически нарушающих права человека. Политики США упомянули, в частности, генерального прокурора России Юрия Чайку и министра юстиции Александра Коновалова.
По мнению сенаторов, сославшихся на статистику правозащитного центра «Мемориал», в России насчитывается более 200 политзаключенных, причем с 2015 года их число значительно возросло.
Отдельно члены Сената США упомянули репрессии против участников московских протестов этого лета, возникших в результате отказа в регистрации многим оппозиционным кандидатам на выборах в Мосгордуму.
Ранее представители Кремля и российского парламента с раздражением отвечали на критику действий полиции в отношении протестующих и утверждали, что жестокий разгон московских уличных акций является внутренним делом России.
Бен Кардин, сенатор-демократ от штата Мэриленд и один из авторов «Закона Магнитского», в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» рассказал о важности международного внимания к проблеме прав человека в России.
Данила Гальперович: Сенатор, почему вы считаете, что США должны напоминать Москве об ответственности за нарушения прав человека?
Бен Кардин: Есть несколько причин того, почему международному сообществу следует быть озабоченным тем, что происходит в России. Во-первых, Россия – это страна, подписавшая Хельсинкский Заключительный акт, который возлагает на каждую страну-подписанта ответственность по наблюдению за ситуацией в других странах. Так что, это предмет международного интереса. Во-вторых, Конгресс США принятием Закона Магнитского ясно дал понять, что мы не позволим, чтобы кто-то нарушал права людей в своей стране, отнимал у них базовые свободы, и при этом наслаждался преимуществами демократии в нашей стране, использовал ее банковскую систему, имел возможность посещать нашу страну. Это все в наших интересах. И группа сенаторов от обеих партий в своем письме сказала, что всплеск арестов людей, которые в России выступили за свои основные права, нуждается в международном ответе, во главе которого должны стоять США. Мы должны использовать точечные санкции для того, чтобы ясно дать понять – это непозволительно.
Your browser doesn’t support HTML5
Д.Г.: Вы думаете, что письма 11 сенаторов будет достаточно для того, чтобы администрация предприняла реальные действия по введению санкций против российских чиновников?
Б.К.: Всегда тяжело предсказывать, как администрация Трампа ответит. Но я могу вам сказать, что есть мощная поддержка обеими партиями следующей позиции: мы не можем позволить, чтобы такие действия в России остались вне осуждения. Если мы это так оставим, последуют другие репрессивные действия, и это противоречит интересам безопасности США. Так что для Соединенных Штатов важно в данном случае проявить лидерство, и я думаю, что при такой сильной поддержке, высказанной обеими партиями, администрация предпримет нужные действия.
Д.Г.: Могли бы США объединить свои усилия в защите прав человека в России с подобными усилиями европейских стран?
Б.К.: Мы уже это видим – после того, как США приняли Закон Магнитского, подобные законы приняли некоторые другие страны, и Европейский cоюз также предпринял определенные действия. Так что да, я думаю, что мы можем координировать наши усилия, и все это будет гораздо более эффективными, если санкции в соответствии с Законом Магнитского будут введены и за пределами США.
Д.Г.: Будете ли вы поднимать вопрос о российских политзаключенных и нарушениях прав человека в России на предстоящих сессиях Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, где вы сидите в одном зале с российской делегацией?
Б.К.: Это очень важный пункт – поднимать вопрос о правах человека на любых встречах в международном формате. Я надеюсь, что инициатива нашей сенатской группы вдохновит представителей США поднять этот вопрос. Естественно, мы не можем просто вставить это в повестку дня, но я могу вас уверить, что мы будем призывать демократические страны поднимать вопрос прав человека как проблему, которая требует приоритетного внимания.