Беларусь: какой быть новой стратегии администрации Байдена? 

Протеcты в Беларуси.
Коллаж Белорусской службы РС/РСЕ

Протеcты в Беларуси. Коллаж Белорусской службы РС/РСЕ

Новая администрация должна пригласить Светлану Тихановскую в Белый дом в течение первых 100 дней своей работы, считают авторы доклада Атлантического Совета

В свете продолжающегося кризиса в Беларуси и вступления в должность нового президента США вашингтонский Атлантический Совет (Atlantic Council) представил в четверг, 27 января, отчет своих экспертов с рекомендациями для новой администрации по отношению к Беларуси.

Джо Байден, который неоднократно высказывался в поддержку демократического развития в Беларуси и решительных действий со стороны Вашингтона в этом направлении, имеет «историческую возможность» для того, чтобы переломить диктатуру Лукашенко, считают авторы доклада «Байден и Беларусь: стратегия для новой администрации».

Бывший посол США в Украине и глава Евразийского центра при вашингтонском Атлантическом совете Джон Хербст (John Herbst) отметил во время презентации доклада, что в своей политике по отношению к Беларуси США на протяжении многих лет сталкивалась с дилеммой. С одной стороны, Вашингтон поддерживает сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, и, соответственно, ее независимости от Москвы. С другой – Соединенные Штаты выступают за демократию и открытое общество в Беларуси. Давление же на Лукашенко в целях обеспечения демократических свобод в стране приводит к тому, что он начинает угрожать некой углубленной интеграцией с Россией.

«В прошлом это приводило к определенному конфликту и напряжению в нашей политике, – говорит бывший посол. – Но поощрять и защищать демократическое движение в Беларуси – в наших интересах».

Для достижения демократии в Беларуси авторы доклада предлагают ряд мер для новой администрации, в том числе способствовать укреплению легитимности оппозиции и ее лидера Светланы Тихановской в противовес нелегитимности Лукашенко. Так, новый посол США в Беларуси Джули Фишер, отмечает Хербст, не должна предъявлять свои верительные грамоты Лукашенко и большую часть своего времени посвятить работе в Вильнюсе, где сегодня также находится офис Тихановской. Также новая администрация должна назначить координаторов по санкциям и организации помощи оппозиции и народу Беларуси, при этом эту помощь необходимо существенно увеличить.

«Мы также должны послать очень четкий сигнал Москве, что если они вмешаются с помощью своего репрессивного аппарата – будь то тайная полиция, силовики органов внутренних дел или вооруженные силы – для подавления народа Беларуси и поддержки Лукашенко или похожей альтернативы, то будут серьезные санкции против российской экономики и против российских чиновников», – добавляет Хербст.

Заместитель Джона Хербста Мелинда Хэринг (Melinda Haring) подчеркивает, что после августовских выборов белорусы при помощи краудфандинга смогли собрать около 10 млн долларов для поддержки пострадавших от репрессий и борьбой с режимом Лукашенко, однако сегодня этого недостаточно. Стране требуется больше помощи со стороны Европы и США, и если она не поступит, то протестное движение может сильно ослабнуть.

«Наш [со стороны США] уровень помощи ничтожен, он составляет около 30 млн долларов, в то время как нам необходимо около 200 млн», – говорит Харинг. Эти средства должны пойти в том числе на поддержку гражданского общества, независимых СМИ, оказание юридической и экономической помощи пострадавшим от репрессий, добавляет она. А для преодоления ограничений со стороны режима Лукашенко по переводу денежных средств в страну необходимо находить альтернативные решения.

Новая администрация также должна пригласить Светлану Тихановскую в Белый дом в течение первых 100 дней своей работы, подчеркивает эксперт.

Бывший посол США в России и эксперт вашингтонского Атлантического Совета Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) отмечает, что страх Кремля перед так называемыми “цветными революциями” заставил Кремль поспешно взять курс на поддержку Лукашенко, который его на самом деле не устраивает. Отказавшись же от какого-либо диалога с командой Тихановской и объявив Координационный Совет незаконным, Кремль фактически присоединился к репрессиям режима Лукашенко, что настраивает народ Беларуси против России.

Однако изначально таких настроений в обществе не было, а протесты не имели геополитического вектора либо в сторону Запада, либо России, говорит бывший дипломат. Кремль недооценил накопившееся недовольство народа Беларуси после 26 лет авторитарного правления Лукашенко, а фобия Москвы перед уличными протестами и сменой режима, заставила Москву выбрать политику, которая «загнала ее в угол».

Сейчас Кремль пытается дистанцироваться от Лукашенко, добавляет Вершбоу, в том числе убеждая последнего не баллотироваться на новых выборах. Однако вряд ли Лукашенко планирует уйти, и ситуация становится все более поляризованной. «Так что, тот кошмарный сценарий, которого Москва пытается избежать, вполне может произойти, – говорит он. – Особенно если протесты будут так же продолжаться каждые выходные, как мы видели до сих пор».

Экономист и эксперт Атлантического Совета Андерс Ослунд (Anders Aslund) в свою очередь отмечает, что при разработке санкционной политики страны Запада должны очень осторожно подходить к экономическим санкциям в отношении Беларуси. Несмотря на то, что крупные госкомпании являются основным финансовым источником для режима Лукашенко и поддержки его силовых структур, Запад должен принимать во внимание, что экономика Беларуси чрезвычайно зависима от России и санкции могут усугубить эту зависимость.

При этом экономист подчеркивает, что несмотря на предоставленный Россией в сентябре этого года кредита в 1,5 млрд долларов, стране на 2021 год не хватает гораздо больше – около 6 млрд долларов. В то же самое время, в условиях, когда экономика Беларуси с 2012 года находится в стагнации, ряд бизнес-предприятий страдает от репрессий режима Лукашенко, а международные организации или Запад не предоставляет новых займов, вполне вероятно, что российский бизнес начнет более активно приобретать белорусские компании. Эта тенденция уже наблюдается, добавил экономист. При этом средства на покупку белорусских предприятий российский бизнес скорее всего получит со стороны российский госбанков.

«По сути, Путин говорит, что его самым лояльным олигархам разрешено получить миллиарды долларов финансирования от российских государственных банков, чтобы дешево купить белорусские компании, – говорит Ослунд. – А это полностью связало бы экономику Беларуси, и этого нужно избежать».

Если Запад наложит санкции на белорусские компании, поглощенные российскими, то это также не будет верно, считает он: «Санкции должны быть наложены против этих российских компаний, а также Сбербанка и ВТБ».

В то же самое время на данный момент неясно, насколько готов Лукашенко дать согласие на продажу госкомпаний, несмотря на финансовые сложности режима.

Советник Светланы Тихановской по внешним делам Валерий Ковалевский, (Valery Kavaleuski), принявший участие в обсуждении доклада, отмечает, что риторика о том, что давление на Лукашенко еще больше сблизит его с Россией не нова и годами используется самим режимом. Нежелание Запада толкать Лукашенко в руки Кремля, «парализовало» политику западных стран по отношению к Беларуси, считает советник Тихановской.

«Проблема аргумента, что можно еще больше подтолкнуть Лукашенко к России, заключается в том, что Лукашенко уже очень близок к России и чрезвычайно зависит от нее, – говорит Ковалевский. – В то же самое время Лукашенко очень подозрительно относится к России. [...] Он относится к России так же подозрительно, как и к Западу, потому что он считает, что оба этих центра силы международного влияния бросают вызов его власти».

Советник Тихановской также отмечает, что новый президент США хорошо осведомлен о событиях в Беларуси, и отсутствие белорусского вопроса в повестке дня в первом телефонном звонке Джо Байдена президенту России стало несколько неожиданным.

«На данном этапе, я думаю, самое важное, чего белорусы ждут [от администрации Байдена] – это конкретных шагов, которые будут осязаемы и эффективны», – добавляет Ковалевский. Этими шагами могут стать экономические санкции, продолжение непризнания легитимности Лукашенко и выполнение принятого Конгрессом США в конце декабря прошлого года «Акта о демократии, правах человека и суверенитете Беларуси». Одно из положений этого закона обязывает разведывательное сообщество США подготовить отчет о финансовых активах Лукашенко, который «много сделал, чтобы навредить белорусской экономике, и украсть деньги у людей», отмечает белорусский оппозиционер.

«Наконец, для США очень важно взаимодействовать с Россией, чтобы, во-первых, удержать ее от злоупотребления слабостью Лукашенко, но также не дать ей поддерживать насилие Лукашенко против мирных демонстрантов», – отмечает советник Тихановской. Россия может играть «конструктивную роль» в разрешении белорусского кризиса, и команда Тихановской всегда это подчеркивает, добавляет он.