День народного единства в условиях глубокого раскола в обществе

  • Анна Плотникова

Минск

Белорусские эксперты сомневаются, что новый праздник приживется в их стране

7 июня этого года Александр Лукашенко издал указ за номером 206, которым учредил государственный праздник – День народного единства. Согласно этому указу, праздник будет отмечаться ежегодно 17 сентября – в годовщину вступления Советского Союза во Вторую мировую войну, или, согласно официальной интерпретации, «начала польского похода Красной Армии», по итогам которого Западная Белоруссия и Западная Украина были присоединены к СССР.

Однако, далеко не все в Республике Беларусь согласны с официальной трактовкой событий 82-летней давности, в чем убедилась корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

«“Объедение” произошло с нарушением всех норм международного права»

Белорусский историк, доцент БГУ Игорь Кузнецов не думает, что празднования Дня народного единства 17 сентября пройдет «в торжественной обстановке».

«После событий 2020 года и продолжающихся по сей день масштабных репрессий никакого торжества не получится. Приведу другой пример: в минувшую субботу у нас в Минске был День города, 954 годовщина (со дня основания). И что вы думаете? При всех усилиях властей почти никто не собрался на массовое гуляние, которое не имеет никакой политической окраски», - рассказал Кузнецов во время беседы с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Историк предположил, что в инициированный Александром Лукашенко День народного собрания пройдет ряд официозных мероприятий, но население республики не воспримет его как подлинно народный праздник.

«...Для многих печальными событиями остается не только то, что было в 1939 году, но и то, что происходит сегодня», - убежден Игорь Кузнецов.

Он признался, что теряется в догадках, почему для нового белорусского праздника была выбрана именно эта дата.

«С моей точки зрения, военная тематика, на которой спекулируют и в Беларуси, и в России, начинает себя исчерпывать, и тех, кто воспринимает ее всерьез, практически, уже нет. Поэтому нужно искать что-то другое. И вот (власти) решили: этот год в Беларуси объявлен Годом единства, и хотя на самом деле единства никакого нет, праздник все равно будет организован, хотя у нас никто об этом не спрашивал. Дата не только сомнительная, она является черной страницей и в истории Второй мировой войны, и Беларуси, в частности. Потому что, действительно, 17 сентября 1939 года части Красной армии пересекли границу Польши без объявления войны. И эту ситуацию часто называют “ненападением”. Причем, на самом деле это было ударом в спину польской армии, потому что она уже вела боевые действия на западном направлении против немецких войск, и “объедение” произошло с нарушением всех норм международного права в том плане, что это была агрессия», - напоминает собеседник «Голоса Америки».

Кузнецов отмечает, что вторжение частей Красной армии в восточные воеводства Польши стало возможным в результате «сговора двух агрессоров».

Историк также напоминает, что западные части Украины и Беларуси отошли к Польше в результате подписания Рижского договора об окончании советско-польской войны. И этот договор был подписан представителями РСФСР.

«И когда я прошу показать мне хоть один документ, появившийся между 18 марта 1921 года (дата подписания Рижского договора – А.П.) и до подписания Пакта о ненападении (между СССР и Германией) 23 августа 1939 года, где бы Советский Союз по дипломатическим каналам категорично ставил вопрос о том, что территории Западной Украины и Западной Беларуси должны вернуться в состав СССР – этого не было! Это возникло в результате сговора двух диктаторов», - подчеркивает доцент Белорусского государственного университета.

И продолжает: «Надо все называть своими именами, хотя Россия даже Беларусь в этом плане опередила, приняв на законодательном уровне запрет на приравнивание ответственности за Вторую мировую войну Советского Союза и Германии. Но и в Беларуси, и в России приняты законы о недопущении реабилитации нацизма, под которые подпадает все, даже не имеющее к этому никакого отношения. Казалось бы – какая может быть реабилитация нацизма, применительно к событиям 1939 года, когда на этих территориях был сталинский террор? Но, как бы то ни было, эта дата, к сожалению, признана праздником. Мы этого сейчас изменить не можем, но я считаю, что, по крайней мере, надо объективно оговорить о том, что произошло тогда, и почему это не может быть праздничным днем. Да, было “объединение восточных белорусов с западными” в торжественной обстановке, было Всебелорусское собрание в Москве с решением включить западные области в состав Белорусской ССР. Но это было в ноябре 1939 года. А ведь за частями Красной армии на территорию Западной Беларуси сразу следовали опергруппы НКВД, которые составляли списки, производили первые аресты, затем – четыре предвоенные депортации. Можно продолжать этот перечень, говоря о том, что 17 сентября – неприемлемая дата», - резюмирует историк Игорь Кузнецов.

«Как-то так получилось, что на протяжении всей истории нам “вредят поляки”»

Сопредседатель Белорусского национального конгресса, поэт Владимир Некляев считает, что идею праздника под названием День народного единства Александр Лукашенко «как и многое другое, слямзил у России», где, начиная с 2005 года, отмечается 4 ноября.

«В России тогда говорили, что этот праздник утвержден, чтобы как-то нивелировать 7 ноября, а Лукашенко вводит этот праздник, чтобы смикшировать ситуацию, созданную после подавления протестов, начавшихся в августе прошлого года», - отметил Некляев в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По оценке поэта и общественного деятеля, вновь учрежденный праздник наполнен содержанием, противоположным историческому событию, к которому он приурочен: «Тогда имелось с виду объединение Западной и Восточной Беларуси в одно государство в результате похода Красной Армии на Польшу. А по Лукашенко, содержание этого праздника – в единстве власти и народа. Вот чем для него наполнен этот день, и он хотел бы наполнить им и весь этот трагический для Беларуси год, и все время своего пребывания у власти».

Владимир Некляев убежден что День народного единства в Беларуси – праздник чисто формальный и не вызывает ни у кого ни малейшего энтузиазма.

«Наоборот, в той ситуации, в которой сейчас находится народ Беларуси, против которого власть применила невероятные репрессии, он вызывает отторжение. Это пропаганда твердит: “единение, единение”. А какое может быть единение на крови?!» - восклицает собеседник «Голоса Америки».

Сопредседатель Белорусского национального конгресса уверен, что если бы государственные СМИ постоянно не напоминали о приближающемся Дне народного единства, никто в республике о нем и не знал бы. «Он ведь (этот праздник) отмечался до 1949 года, но потом его отменили, из-за того, что соседняя Польша была социалистическим государством, и было уже не совсем хорошо праздновать отъем территорий у братской страны», - напоминает Владимир Некляев.

И с юмором отмечает, что оба Дня народного единства – и в России, и в Беларуси – своим появлением обязаны Польше. «Как-то так получилось, что на протяжении всей истории нам все время “вредят поляки”. Вредят, вредят, а живут все лучше и лучше, чем мы. И получается, что наши власти раздражены – что же это такое, никакая “гибридная атака” этих поляков не берет! Так вот сейчас мы им напомним, что однажды забрали у вас часть территорий. Ведь Лукашенко уже грозит напрямую, что поставит ракеты С-400 на границе с Украиной, а самолеты для патрулирования границы с Польшей. А после всех оскорблений в адрес Евросоюза, Польши и Литвы, он еще в пику им напоминает о том, что “великое содружество советских народов” может с ними расправиться в любой момент. Безусловно, этот посыл заложен в так называемый праздник “народного единства”», - заключает Владимир Некляев.

«Для Беларуси в принципе непонятно – народное единство кого с кем?»

Белорусский драматург и режиссер Андрей Курейчик признался, что был удивлен и выбором дня для нового государственного праздника, и его названием.

«В тот период, когда общество расколото, и находится в достаточном жестком идеологическом и человеческом противостоянии, кода против белорусов заведено столько уголовных дел, не очень понятно, единство кого с кем имеется в виду?», - начал он свой комментарий для Русской службы «Голоса Америки».

Подобно Владимиру Некляеву, Курейчик считает, что белорусский День народного единства – калька со своего российского «тезки».

«А во вторых, это – попытка (Лукашенко) объединить своих сторонников. Видимо, их не так много, и нужно какие-то “скрепы” для них срочно придумывать, чтобы хоть как-то их вокруг Александра Григорьевича объединить. И вот на наших глазах клепают новые “скрепы”», - полагает член Координационного совета белорусской оппозиции.

Андрей Курейчик считает выбор даты нового праздника очень странным. «Фактически, это – вступление Советского Союза во Вторую мировую войну, которая обернулась миллионами жертв, в том числе и для белорусов. Потому что мы помним, что в тот момент Советский Союз был союзником гитлеровской Германии, или, во всяком случае – партнером, они вместе осуществляли геополитический передел в Европе, и, вступая на эти земли, они, по большому счету, вместе с Гитлером делили Польшу. Ведь из истории не вытрешь и совместный парад (РККА и вермахта) в Бресте (22 сентября 1939 года). Поэтому вообще непонятно, как годовщина вступления СССР во Вторую мировую войну стала Днем народного единства», - разводит руками белорусский оппозиционер.

Будущее этого праздника представляется ему весьма туманным. «Россия – многонациональная страна, и для того, чтобы все населяющие ее народы жили в мире, такой праздник, наверно, нужен. Для Беларуси это в принципе непонятное явление – народное единство кого с кем? На сегодняшний день большая часть общества хочет перемен, а меньшая пытается оставить у власти Александра Лукашенко. Между двумя этими частями конфликт абсолютно непреодолимый, принципиальный. Никаких шагов навстречу друг другу они не делают. Более того – наоборот, со стороны власти идет постоянная конфронтация. Людей арестовывают, хватают, дают им огромные сроки. Отказывают в возбуждении уголовных дел (против сотрудников силовых структур – А.П.) даже по очевидным признакам преступлений, как, например, убийство Романа Бондаренко в минском дворе. И мы видим, что в действиях (власти) взят курс на конфронтацию. А как в этих условиях может быть какой-то праздник народного единства – никому не понятно. Тем более, что Лукашенко не очень любит ни белорусский язык, ни белорусскую культуру, ни белорусскую литературу. Он всегда считал себя частью советского народа и никогда не считал себя кем-то, кто представляет белорусский народ. Так что это – очень непонятный праздник с любой точки зрения для любого белоруса», - подытоживает Андрей Курейчик.