Минфин США объявил, что белорусский «Кредэксбанк» «отмывает деньги»

Тимоти Гайтнер, министр финансов США

Банк предположительно производил слишком много непрозрачных транзакций
В среду 23 мая скандал вокруг относительно небольшого белорусского банка, обвиненного днем ранее Министерством финансов США в отмывании денег, набрал новую силу. Руководство ЗАО «Кредэксбанк» выступило с официальным опровержением обвинений американского финансового ведомства, заручившись поддержкой белорусского МИДа, а Министерство финансов США распространило дополненное заявление, в котором тщательно разъяснило все претензии к белорусской стороне.

Напомним, во вторник Министерство финансов США объявило белорусский банк JSC CredexBank («Кредэксбанк») «финансовым институтом для отмывания денег». Подозрения у министерства вызвали крупные транзакции, проводимые небольшим банком, что, по мнению американских специалистов, может свидетельствовать о действиях, связанных с отмыванием денег для формально зарегистрированных корпораций.

В изначальном заявлении Минфина США говорилось, что «Кредэксбанк» имеет репутацию владельца формально зарегистрированных компаний, которые не являются прозрачными, что и способствует реальности предположений о том, что «Кредэксбанк» занимается отмыванием денег.

В частности, Дэвид Коэн, заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке, отметил, что цель действий ведомства – «защитить финансовую систему США от иностранных финансовых институтов, которые производят крайне подозрительные транзакции, и относительно которых практически невозможно определить, занимается ли эта организация легитимным бизнесом».

«Неспособность "Кредэксбанка" работать в режиме неприятия практики и процедур отмывания денег ставит американские финансовые институты под угрозу», – сказал Коэн.

Представители Службы по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США также предложили следить за финансовыми транзакциями, которые «Кредэксбанк» производит или пытается производить, и запретить американским финансовым организациям открывать или поддерживать уже отрытые счета в «Кредэксбанке». Это предложение будет рассматриваться и обсуждаться на протяжении 60 дней, причем американским банкам предлагается учитывать его при разработке программ по планированию рисков.

Между тем в среду 23 мая на официальном сайте ЗАО «Кредэксбанк» появилось заявление руководства финансовой организации, обращенное к клиентам и партнерам банка.

«При совершении операций банк строго руководствуется требованиями национального законодательства и международных стандартов (рекомендациями ФАТФ, принципами Базельского комитета по банковскому надзору, Всеобщими директивами по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе – Вольфсбергскими принципами)», – гласит коммюнике «Кредэксбанка».

Как утверждает руководство организации, в банке «создана и функционирует система внутреннего контроля, обеспечивающая недопущение умышленного или невольного вовлечения банка в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

В пресс-релизе акционерного общества также указывается, что за период с 2010 по 2012 год нормативный капитал банка вырос более чем на 10 млн долларов США и по состоянию на первое мая 2012 года составляет 25,4 млн, а не 41,2 млн долларов США, как сообщалось в СМИ ранее.

С официальным заявлением по поводу пресс-релиза Министерства финансов США выступил и белорусский МИД, назвав обвинения в адрес «Кредэксбанка» необоснованными.

«Беларусь всегда очень ответственно относится к своим международным обязательствам как в сфере борьбы с терроризмом, так и в сфере противодействия отмыванию денег. Беларусь присоединилась ко всем соответствующим конвенциям», – цитирует слова начальника управления информации белорусского МИДа Андрея Савиных российский «Интерфакс».

Между тем, отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки» о том, будут ли применены к «Кредэксбанку» какие либо серьезные меры, в частности, замораживание счетов, сотрудник Министерства финансов США Джон Салливан сослался на расширенное заявление американского Минфина от 22 мая 2012 года, которое гласит: «Если министр финансов решает, что зарубежная финансовая организация занимается отмыванием денег, глава ведомства имеет право потребовать у американских финансовых институтов и агентств предпринять особые меры против такой организации».

Эти меры могут ранжироваться от особого наблюдения за отдельными транзакциями через определенные счета сомнительных банков до запрета американским финансовым организациям открытия корреспондентских счетов в таких финансовых институтах.

В дополненном заявлении американского Минфина, однако, подчеркивается, что предписания секции 311 Патриотического акта США отличаются от мер, предпринимаемых Департаментом по контролю над иностранными активами Министерства финансов. Последние, согласно заявлению финансового ведомства, запрещают транзакции и замораживают счета банка.

Как отмечается в коммюнике Министерства финансов США, одним из главных «тревожных сигналов», привлекших внимание американских специалистов к белорусскому банку, стал тот факт, что при капитализации всего в 19 миллионов долларов (22-й по размерам финансовых активов из 31 банка в Беларуси) за два месяца 2010 года «Кредэксбанк» перевел на счета подставных фирм более 1 млрд долларов США.

Эксперт в сфере банковской безопасности Ричард Кросс не считает удивительным, что Министерство финансов США заинтересовалось деятельностью белорусского банка. Как отметил Кросс в интервью корреспонденту «Голоса Америки», стремление американского правительства препятствовать отмыванию денег, в том числе на международном уровне, уходит корнями в 1970 год, когда Конгресс США принял закон, обязывающий американские финансовые организации помогать федеральным органам пресекать правонарушения такого рода (The Bank Secrecy Act of 1970).

«Конечно же, странно, что такой банк имеет контакты с таким количеством подставных фирм. Что касается этих колоссальных транзакций (более одного млрд долларов США – И.Т.), то они вызывают множество вопросов. Дело в том, что такие денежные переводы характерны для самых крупных мировых банков: JP Morgan, CitiBank или Deutsche Bank. Это огромные транзакции за такое короткое время», – подытожил эксперт.