Россия начала расследование в отношении сайта Би-би-си

Регулятор Роскомнадзор проверяет, соблюдает ли компания российское анти-экстремистское законодательство

Российский медиарегулятор Роскомнадзор начал проверку в отношении русскоязычного сайта Би-би-си (ВВС) на предмет наличия материалов с террористической идеологией.

В Роскомнадзоре заявили, что проверят, соблюдает ли британская компания действующее в РФ жесткое анти-экстремистское законодательство.

«В настоящий момент выявлены материалы, транслирующие идеологические установки международных террористических организаций (цитаты террориста Аль-Багдади), – говорится в заявлении ведомства (имеется в виду лидер «Исламского государства» Абу-Бакр аль-Багдади – Ред.). – Проводится экспертиза на предмет соответствия данных материалов нормам российского анти-экстремистского законодательства»

Отвечая на обвинения, представитель Би-би-си в интервью CNN заявил: «Будучи международной вещательной компанией, Би-би-си полностью соблюдает законы и иные правила каждой страны, где работает, в том числе России, и мы всегда готовы предоставить дополнительную информацию о своих материалах по запросу соответствующего регулятора».

В России действуют строгие анти-экстремистские законы, которые, по словам наблюдателей, могут использоваться для подавления оппозиционных настроений.

На практике, все российские СМИ при любом упоминании «Исламского государства» уточняют, это эта организация запрещена в РФ.

Иностранные СМИ таких уточнений не дают.

В декабре Роскомнадзор заявил, что начнет проверку Би-би-си, чтобы установить, соблюдает ли компания российские законы.

Это случилось после того, как британский медиарегулятор Ofcom обвинил российскую государственную сеть RT в нарушении законов о беспристрастности при освещении покушения в Солсбери.

Комментарий экспертов

Известный блогер, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что суть происходящего для него предельно проста. По его мнению, это ассиметричный ответ Роскомнадзора на действия британского медиарегулятора Ofcom.

«Ofcom недавно обнаружил массу нарушений законодательства Британии у тех российских частей информационных войск, которые работают за границей, в частности у RT, – напомнил он. – И, в общем, становится понятно, что функционирование этих структур находится под большим вопросом. То, что Би-би-си предъявляется абсурдное обвинение, это очевидно. Но, тем не менее, Кремлю надо же как-то отвечать…»

Это ответ в рамках информационной войны, которую Россия ведет с большей частью мира, констатировал журналист. С его точки зрения, «антиэкстремистский» закон пришелся тут очень кстати.

«В целом, российское законодательство, особенно в отношении медиа, сейчас замусорено настолько, что пользоваться им строго в юридических традициях невозможно совсем, – добавил он. – Потому что существует огромное количество дополнений к закону о СМИ, которые были внесены после 1991 года, и уже совершенно непонятно – чего можно, а чего нельзя делать в медиасфере. Действительно едва ли не любое сообщение можно интерпретировать как незаконное, а любое упоминание о терроризме воспринимать как его пропаганду».

По словам Игоря Яковенко, употребление термина «экстремизм» в российских условиях применительно к СМИ является абсолютно фальшивым.

«Потому что под экстремизмом (в стране) подразумевается решительно все – начиная от критики властей и президента РФ, и кончая высказываниями об исторических событиях,– пояснил он. – Экстремизм превратился в некое общее ругательство, бранное слово. Под него, кроме всего прочего, подведена половина Уголовного кодекса. Поэтому смысла в этом понятии в России нет совсем».

Естественно, в дальнейшем термин «экстремизм» будет использоваться для борьбы уже с независимыми российскими СМИ, спрогнозировал экс-генсек Союза журналистов России.

Руководитель Международной правозащитной группы «Агора», член комиссии Совета по правам человека при президенте РФ по свободе информации Павел Чиков в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» назвал претензии Роскомнадзора к британскому сайту формальными: «Насколько я понимаю, они сводятся к тому, что Би-би-си цитирует лидера «Исламского государства», которое запрещено в России, и тем самым преподносит его слова в положительном ключе. Обо всем остальном можно только догадываться».

В то же время Павел Чиков признал, что “антиэкстремистское” законодательство трактуется в России чрезвычайно широко: «Это давно уже общее место и конкретный факт. Но я здесь есть и некая специфика, которая заключается в том, что ранее такая трактовка Роскомнадзором в отношении СМИ не допускалась. По крайней мере, мне это неизвестно».

По оценке юриста, это некая новая вольная интерпретация закона: «Прежде все, связанное с упоминанием ИГ в СМИ, касалось только того, что медиа должны были обязательно указывать, что это запрещенная в Российской Федерации организация. Хотя, как я понимаю, даже и это требование не вполне обосновано».

В данном случае Роскомнадзор явно допустил произвольное толкование законодательства и применил его избирательно в отношении Би-би-си, заключил Павел Чиков. На его взгляд, внешне все выглядит как ответная реакция на действия британских властей по отношению к RT.

Напомним, что в 2017 году Роскомнадзор вынес предупреждение изданию New Times за публикацию материала «Из Калуги — с джихадом», где рассказывалась история о русском человеке, принявшем ислам и уехавшем воевать в Сирию. На издание также был наложен штраф в размере ста тысяч рублей.