Попытки ужесточить контроль над международным экспортом оружия в целях снижения насилия на гендерной почве станет центральной темой конференции ООН по Международному договору о торговле оружием, которая пройдет в Женеве. Как ожидается, в мероприятии примут участие более 500 делегатов из более 100 стран.
Договор о торговле оружием, регулирующий торговлю обычными видами вооружений и нацеленный на искоренение незаконной торговли таким оружием, вступил в силу 24 декабря 2014 года и был ратифицирован 104 странами.
Хотя договор учитывает пол как фактор риска, официальные лица отмечают, что не было ни одного случая отказа в лицензии на экспорт оружия исключительно по гендерному фактору.
Как отметил в интервью «Голосу Америки» председатель конференции посол Латвии Янис Карклиньш, вооруженное насилие по-разному влияет на представителей разных полов. Большинство жертв вооруженных конфликтов составляют мужчины и мальчики, поскольку именно они чаще всего принимают участие в боевых действиях.
«На женщин и девочек это воздействует иначе. Вынужденное переселение, сексуальное насилие. Они становятся жертвами сексуального насилия. Могут быть проблемы со здоровьем, связанные с применением боеприпасов», – отмечает он.
По словам Карклиньша, при оценке рисков в процессе выдачи экспортных лицензий необходимо учитывать разные аспекты.
Как показало исследование Стокгольмского международного института исследования проблем мира, прибыль 100 ведущих производителей оружия составляет около 395 миллиардов долларов в год.
По данным исследования, в период с 2014 по 2018 гг. международных сделок с оружием совершалось на 23 процента больше, чем в предыдущее десятилетие. В докладе также отмечается, что 75 процентов общего объема международного экспорта оружия приходится на США, Россию, Францию, Германию и Китай.
В апреле президент США Дональд Трамп вышел из соглашения о торговле оружием, которое подписала в 2013 году администрация Обамы. США направили генеральному секретарю ООН уведомление о том, что Вашингтон не будет добиваться ратификации договора и более не считает себя обязанным соблюдать его положения.