Amnesty International: российские власти продолжают преследовать уехавших из страны людей

Your browser doesn’t support HTML5

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала свой ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире

Сегодня международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала свой ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире. В отчете дается оценка ситуации в 155 странах и территориях. Выводы неутешительные: в 2023 году на фоне продолжающихся войн в различных регионах планеты наблюдается “нормализация насилия”. В частности, в России авторы отмечают рост трансграничных репрессий, когда власти продолжают преследовать уехавших из страны людей, несогласных с политикой Кремля. Подробнее об этом “Голосу Америки” рассказала директор Amnesty International по России Наталья Звягина.

“Мы можем даже сравнивать 2022 и 2023 год, – объясняет в интервью Русской службе “Голоса Америки” директор Amnesty International по России Наталья Звягина. – Очевидно стало, что ключевая история – это использование всего, что связано с военной цензурой, для подавления прав и свобод и вообще любой свободы мысли в России. Мы видим большее количество обвинений, которые вынесены за вот эти “преступления", связанные с военной цензурой, когда люди просто высказываются за мир, за то, что они считают уместным остановить военный конфликт. Таких дел стало просто в 7 раз больше по сравнению с 2022 годом. Это серьёзный показатель. Мы видим, что стали большими сроки, которые дают людям. 27 лет вынесены Кара-Мурзе. Это звучит просто катастрофически. Мы видим то, что стали чаще применять в законодательство о шпионаже. Вот это первое дело Эвана Гершковича, когда иностранного журналиста арестовывают, держат в стране уже практически год. Это очень опасная тенденция, и из-за того, что страна изолируется, очень сложно с этим работать. Причём, эта изоляция не только связана с санкциями извне, это какое-то самостоятельное решение. Да, Россия больше не в Совете Европы. Какие-то решения, которые были вынесены европейским судом по правам человека, они уже имплементированы в российскую собственную систему. Например, они отражены в постановлении Конституционного суда Российской Федерации, но применение этих норм, которые касаются прав и свобод, конечно же, на усмотрение людей, которые видят вот эти все летающие в воздухе тенденции и сильно подумают, поэтому мы и не видим ни одного практически оправдательного решения по отношению к людям, которые критиковали войну, которых обвинили в оправдании терроризма”.

Звягина добавляет, что нет оснований видеть тенденции на улучшение ситуации: “Я не вижу той силы, которая может сказать “стоп, хватит, давайте остановимся, вот здесь у нас граница допустимых репрессий, или вот здесь у нас требуется уже какое-то изменение ситуации”. Заткнуты все, да, народ безмолвствует, потому что у него нет инструментов высказаться, журналисты не могут осветить ситуацию прямо. Если даже кто-то пишет об этом, это, скорее всего, просто не в состоянии люди в России прочитать. Система работает вся в режиме “Смотрим на лидера, ориентируемся и говорим”, и из-за этого как бы у страны меньше возможностей вообще вариативно реагировать и какие-то социальные проблемы решать. Мы видим эти социальные проблемы, они никуда не деваются”.