Январь существенно повлияет на расстановку сил среди кандидатов в президенты США: в первый месяц нового года состоятся партийные выборы – кокусы и праймериз – в Айове и Нью-Хемпшире. Для кандидатов-республиканцев они означают битву за выживание в избирательной гонке, для демократов ситуация менее драматична, но усугубляется снижающимися рейтингами поддержки президента Джо Байдена, впрочем, эксперты уверены – делать выводы пока рано.
Кокусы и праймериз для привлечения денег и внимания
Календарь политических событий января существенно повлияет на список участников президентской гонки от Республиканской партии. По мнению профессора Университета Нью-Хейвена Мэттью Шмидта, шансы, что из семи кандидатов-республиканцев к концу января в списке останутся только двое, весьма высоки.
Все они должны будут пройти горнила первичных выборов или кокуса в Айове – он запланирован на 15 января. Следующий этап – праймериз в штате Нью-Хэмпшир 23 января. Исторически до и после них кандидаты не только делают громкие и порой популистские заявления, но и выбывают из гонки.
Шмидт отмечает: «На этом этапе гонка идет гонка не столько за голоса избирателей, сколько за деньги и пожертвования. Если кандидату, например, Ники Хэйли, представится возможность воспользоваться моментом и найти нужное количество голосов во время праймериз, она также сможет продолжать собирать пожертвования для того, чтобы оставаться в президентской гонке. Если же нет, то у нее, или любого другого кандидата, после первых праймериз попросту закончатся деньги для дальнейшего ведения кампании».
По мнению и Аллана Лихтмана, и Мэттью Шмидта, вероятный победитель первых партийных кокусов и праймериз – Дональд Трамп.
«Хотя, – отмечает доктор Лихтман, – предсказать результаты весьма сложно, потому что, когда речь идет о кокусах и праймериз, избиратели должны физически прийти и проголосовать, это требует больших усилий. Кандидаты, которые наиболее вероятно, покинут президентскую гонку, – Рон Дисантис, который когда-то был основным соперником Трампа, и еще один возможный кандидат «на вылет» – бывший губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, он против Трампа, но так и не смог завоевать сердца республиканцев. Шансы Ники Хэйли выиграть республиканскую номинацию весьма ничтожны – Трамп по-прежнему лидирует в результатах опросов. С его стороны было бы разумно предложить ей должность вице-президента, но он слушает только себя».
Мэттью Шмидт отмечает, что несмотря на важность первичных партийных выборов в Айове и Нью-Хэмпшире, в финале сражения за Белый дом они не имеют такого уж важного значения. «Это маленькие штаты, они не настолько репрезентативны, как другие сражения, предстоящие республиканцам в этом году – например, схватки в судах в отношении дел, в которых фигурирует Трамп. Если даже он и выиграет в 2024 году, то победит с небольшим отрывом от Джо Байдена. Американская избирательная система, в которой победитель получает все, также означает, что выборы в 50 штатах – это на самом деле выборы в 435 округах по числу их представителей в Конгрессе, которые нужно выиграть. В 2016 году Дональд Трамп победил благодаря 78 000 тысяч голосов, которые поступили из четырех штатов – Пенсильвании, Мичигана, Флориды и Висконсина, Трамп победил не на национальном уровне, а в ключевых округах».
Судебные разбирательства и избирательные бюллетени
Еще один фактор, влияющий на баланс сил внутри Республиканской партии – шанс появления имени Трампа в избирательных бюллетенях того или иного штата.
Так, ранее Верховный суд штата Колорадо запретил бывшему президенту участие в гонке, сославшись на 14-ю поправку Конституции США, которая запрещает должностным лицам, участвовавшим в мятеже, занимать государственные посты – в данном случае имеется в виду нападение на Капитолий 6 января 2021 года.
Республиканцы Колорадо подали апелляцию в Верховный суд – пока там рассматривают дело, имя Трампа вернули в избирательный бюллетень. Одновременно группа граждан на основании первичного решения Верховного суда Колорадо обратилась к секретарю штата Мэйн Шенне Беллоуз с просьбой о дисквалификации Трампа в качестве кандидата в президенты – их прошение удовлетворили.
В то же время Верховным судом Мичигана было принято противоположное решение, позволяющее внести фамилию Трампа в избирательные бюллетени. И республиканцы, и демократы уверены: окончательное решение об участии Трампа в выборах теперь за Верховным судом. Но пока тот его примет, наиболее вероятно, вердикты на уровне штатов будут приниматься на основании двух полярных прецедентов в Мичигане и Колорадо.
Мэттью Шмидт обращает внимание на то, на данном этапе речь не идет об исключении имени Трампа из избирательных бюллетеней на общенациональных выборах, а только в рамках первичных партийных праймериз. «Дела, которые рассматриваются в судах в отношении Дональда Трампа – это то, за чем нужно наблюдать в первую очередь. Вопрос даже не в том, какие решения будут приниматься по этим делам, а какие доказательства будут приносить в суд стороны и как они будут характеризовать Трампа».
По мнению доктора Аллана Лихтмана, «очень вероятно, Верховный суд пересмотрит решение Верховного суда Колорадо, запретив вносить имя Трампа в бюллетень в силу нарушения 14 поправки, в которой говорится, что вы не можете занимать государственный пост, если вы были вовлечены в мятеж против США. С одной стороны, я не верю, что консервативный Верховный суд зайдет настолько далеко, но с другой стороны, если дело примет более серьезный оборот, скажут ли они, что у Трампа есть абсолютная защита делать все, что ему заблагорассудится, потому что он президент?»
Возраст и сложность «продажи успеха»
У действующего главы Белого дома Джо Байдена, сражающегося за переизбрание, двое заявленных конкурентов среди демократов – писательница Марианна Уильямсон и конгрессмен-миллионер Дин Филлипс. По мнению доктора Лихтмана, оба принимают участие в выборах «исключительно из тщеславия» и не являются серьезными соперниками Байдена. Главные враги и президента, и его партии – неумение правильно «продавать» свои успехи широкой общественности.
«Президент разменял свой девятый десяток, и его возраст – это проблема, как и то, что ему не зачли его реальные успехи в управлении экономикой и усилия по избежанию экономического кризиса. Демократы продемонстрировали ужасные результаты там, где они должны были объяснить избирателям суть происходящего, правильность шагов, осуществленных администрацией и достигнутых результатов», – отмечает Лихтман.
«Если уж говорить об успехе, то его уж точно достигли республиканцы. Они отравили воздух и представляя все исходящее от Белого дома как ничтожные достижения, к которым есть множество вопросов», – говорит Шмидт.
Возможный победитель выборов-2024
Профессор Лихтман около 40 лет назад разработал многоуровневую систему политических ключей, которая позволяет составить прогноз относительно вероятности победы того или иного кандидата. Ученый отмечает, что эта система позволила ему предсказать множество побед, которые казались другим экспертам маловероятными. Например, триумф Рональда Рейгана на выборах 1982 года во время одного из худших со времен Великой депрессии экономического кризиса.
Система Лихтмана состоит их 13 аспектов, касающихся внутренней и внешней политики: успех на предыдущих промежуточных выборах, наличие соперника для действующего президента и его партии – как со стороны традиционной оппозиции, так и альтернативной независимой партии, а также харизма действующего президента и его основного конкурента.
Кроме этого, свою роль играют вопросы рецессии, реального экономического роста на душу населения, внутренние политические и социальные вызовы для действующего президента, такие как массовые протесты или большие политические скандалы. Во внешней политике – международные и военные провалы и успехи.
По словам доктора Лихтмана, для окончательного прогноза с использованием его системы ключей время еще не пришло. Но отмечает: «Если демократы хотят победить, они должны поддержать Байдена. Один из ключей к Белому дому – это статус действующего президента».
Мэттью Шмидт, в свою очередь, предполагает: «У Дональда Трампа есть шансы стать президентом США, если он выиграет или затянет те уголовные дела, которые рассматриваются против него в суде. Если Джо Байден не развернет это в другую сторону до июля, у него есть очень высокий риск проиграть выборы».
Согласно сводным показателям 508 различных опросов, общенациональное одобрение Джо Байдена составляет чуть более 43%, Трампа – 45%. Впрочем, падения уровня поддержки, по мнению Лихтмана, Байдену бояться не стоит – он может не раз измениться, главное – заставить избирателей-демократов прийти на участки.
«Как только будут отобраны два кандидата, Джо Байден против Дональда Трампа, все изменится самым драматичным образом. Вопрос только в том, останутся ли избиратели дома или проголосуют за третьего кандидата. Первые в моей жизни выборы были в 1968 году, Хьюберт Хамфри сражался против Никсона, многие мои друзья были разочарованы в Хамфри, называя его слишком близким к администрации Джонсона. Они не проголосовали за Никсона, а остались дома и в результате Никсон победил», – объясняет профессор Лихтман.
Вопрос поддержки основных кандидатов будет выглядеть яснее в начале марта, после супервторника, когда в 14 американских штатах проводятся первичные партийные выборы.