«Список Алексаняна»: новый перечень, знакомые имена

Василий Алексанян

Правозащитники требует проверить, насколько содержание бывшего вице-президента ЮКОСа в СИЗО повлияло на его смерть

В понедельник в своем доме в Москве на 40-м году жизни скончался бывший вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян. Российские правозащитники настаивают на проведении проверки правомерности пребывания Алексаняна в следственном изоляторе. А «Новая газета» опубликовала список чиновников, участвовавших, по ее мнению, в преследовании бывшего руководителя нефтяной компании.

В список издания, который был составлен по аналогии со «списком Сергея Магнитского», вошел 31 человек. Наиболее известные участники списка – это глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, первый замгенпрокурора Юрий Бирюков и его коллега Виктор Гринь.

В перечень чиновников также включен бывший глава Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин, который, как утверждает «Новая газета», знал о том, что Алексаняну не оказывается жизненно необходимая медицинская помощь в СИЗО. Еще один сотрудник пенитенциарной системы – начальник СИЗО «Матросская тишина» Фикрет Тагиев – внесен в список за «незаконные действия при содержании Алексаняна». По данным газеты, тюремный чиновник отказывал в медицинской помощи не только Алексаняну, но и Платону Лебедеву во время его нахождения в «Матросской тишине».

Председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову внесли в список за «руководство процессом заключения под стражу и осуждение заведомо невиновных лиц в рамках дела ЮКОСа».

Среди других сотрудников судейского корпуса в «список Алексаняна» попала судья Татьяна Корнеева, приговорившая бывшую сотрудницу ЮКОСа Светлану Бахмину к семи годам лишения свободы. Она, как отмечает газета, неоднократно продлевала сроки содержания под стражей тяжело больного Алексаняна, а также «разрешила открытие уголовного дела против Сергея Магнитского».

Еще один судья, включенный в список, это Евгений Найденов. Издание указывает, что именно он отказался изменить меру пресечения Алексаняну, хотя к тому моменту у него был диагностирован ВИЧ, а также приобретенные в тюрьме туберкулез и рак лимфатических узлов. Ознакомиться с полным списком можно на сайте «Новой газеты».

Пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова сообщила Русской службе «Голоса Америки», что издание посчитало важным, чтобы имена людей, причастных к травле и медленному мучительному убийству Василия Алексаняна, были преданы общественности.

«Этот список не может иметь юридических последствий, – говорит Прусенкова. – Он был составлен для общественности и гражданского общества, чтобы люди понимали, кто и как вершит правосудие в России. Содержание Алексаняна в СИЗО – это фактически узаконенное убийство, и люди, приведенные в списке, ответственны за то, что с ним произошло. Все люди смертны. Заболевание Алексаняна было смертельным. Но при надлежащем уровне лечения и какого бы то ни было гуманистического подхода к нему со стороны судей и следователей он мог бы прожить еще долгие годы».

«Пребывание в СИЗО ускорило смерть Алексаняна»

Правозащитник Валерий Борщев считает необходимостью проверить факт правомерности нахождения Василия Алексаняна в следственном изоляторе.

«Он был тяжело больным человеком и при этом три года провел в СИЗО, – сказал Борщев корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Ему обязаны были изменить меру пресечения в связи с состоянием здоровья. Он не должен был там находиться, потому что не являлся социально опасной личностью и не собирался скрываться от следствия. Но его держали в СИЗО три года».

По словам правозащитника, в больнице Алексаняна приковывали наручниками к кровати.

«Эти условия содержания можно назвать пыточными. Эти условия содержания можно объяснить только желанием мести. Никакого другого оправдания и разумных доводов этому не было, – отмечает Валерий Борщев. – Конечно, в СИЗО его болезнь прогрессировала. Его состояние ухудшалось. И суды и следствия несут ответственность за его смерть».

Борщев уверен, что Алексанян мог бы прожить дольше, если бы его не держали в СИЗО и предоставили возможность «цивилизованного» лечения. Правозащитник уже ознакомился со списком «Новой газеты» и считает идею издания правильной.

«У “списка Алексаняна” должны быть такие же последствия, как у “списка Магнитского”. Потому что, на мой взгляд, фактически было совершенно убийство Алексаняна. Это убийство, потому что он умер рано и прожил совсем немного после СИЗО. Пребывание в СИЗО ускорило его смерть», – подытожил Борщев.

«Алексаняна использовали как заложника для оказания давления на других фигурантов дела ЮКОСа»

Сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов согласен с тем, что тюремное содержание Алексаняна ускорило его смерть.

«Давать квалифицированное заключение относительно того, насколько содержание Алексаняна повлияло на его смерть, должны специалисты, – говорит Александр Черкасов. – Однако в этом деле были очевидные моменты, которые указывали на то, что этого тюремного заключения могло и не быть. По сути дела, Алексаняна использовали как заложника для оказания давления на других фигурантов дела ЮКОСа. От него требовали признания, обещая в противном случае его освободить и перевести под подписку о невыезде».

Черкасов подчеркивает, что содержание Алексаняна под стражей не было обусловлено его потенциальной опасностью – через него следователи хотели получить нужные им показания.

«И тут можно точно сказать, что это не улучшило состояние его здоровья. В любом случае то, что болезнь оказывается в таких случаях не обстоятельством, которое вызывает милосердие, а способом давления – достаточно очевидный момент в этом деле», – отметил правозащитник.

Публикацию «списка Алексаняна» Черкасов назвал очень важным шагом, поскольку необходимо, чтобы этих людей знали поименно.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

Другие материалы читайте в нашей рубрике «Российская оппозиция»