14 июня начинается XXI Чемпионат мира по футболу. Он пройдёт на двенадцати стадионах в одиннадцати городах России, которая впервые принимает у себя мировое футбольное первенство. Решение об этом было объявил 2 декабря 2010 года в Цюрихе тогдашний президент ФИФА Зепп Блаттер, позже отстраненный от должности в связи с коррупционным скандалом.
Сразу же после того, как стало известно, что хозяйкой чемпионата станет РФ, возникли сомнения в том, что страна сумеет должным образом подготовиться к спортивному событию такого масштаба. Дело в том, что в России не было нужного количества стадионов, которые соответствовали бы критериям Международной федерации футбола. В результате некоторое количество имеющихся спортивных арен было реконструировано, но большинство пришлось создавать заново.
В Санкт-Петербурге строительство стадиона по проекту японского архитектора Кисё Курокавы сопровождалось большим количеством скандалов.
А буквально в канун открытия ЧМ-2018 широкой огласке была придана и ситуация вокруг стадиона в Калининграде, где одноименная футбольная арена была построена за три года. Открытие стадиона «Калининград» вместимостью 35 тысяч зрителей состоялось 12 мая этого года, официальная стоимость проекта – 17, 8 миллиарда рублей.
А в начале июня появились сообщения, что бывшему главе министерства строительства Калининградской области Амиру Кушхову предъявлено обвинение. Следствие утверждает, что Кушхов вступил в сговор с группой лиц и похитил около 750 миллионов рублей. Также стало известно, что в Региональном управлении капитального строительства Калининграда прошли обыски, связанные со строительством нового стадиона.
«В ближайшее время мы увидим, есть ли какие-то нарушения, связанные со строительством стадиона»
Прокомментировать данную ситуацию корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила заместителя генерального директора Transparency International–Russia Илью Шуманова. Эксперт рассказал, что недавно был задержан и взят под стражу влиятельный бизнесмен, владелец группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов, который также является однокурсником бывшего вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича. «С Калининградом его связывает проект, имеющий отношение к строительству стадиона. К возведению конструкций он не имел отношения, но его компания готовила строительную площадку, то есть, занималась тем, что обеспечивала завоз песка на территорию строительства стадиона», – рассказывает Илья Шуманов. И подчеркивает, что этот эпизод с завозом песка – объемом порядка 1 миллиона кубических метров – очень важен. Поскольку стадион «Калининград» был построен на острове Октябрьский на заболоченных почвах.
«Когда эта территория принадлежала немцам, выше двухэтажных сооружений здесь ничего не строилось именно в силу того, что на заболоченных почвах все расползается. И несколько девятиэтажных зданий, которые были построены здесь в советское время, были снесены и расселены, потому что они “поплыли”, фундамент треснул, и возникла угроза безопасности жителей», – продолжает заместитель гендиректора Transparency International – Russia.
«Когда эта территория принадлежала немцам, выше двухэтажных сооружений здесь ничего не строилось именно в силу того, что на заболоченных почвах все расползается.
В настоящее время, по свидетельству собеседника Русской службы, топ-менеджеры группы компаний «Сумма» обвиняются в том, что для строительства стадиона не было завезено должное количество песка: «называются колоссальные цифры отличия по объему от технического задания, и существуют претензии по качеству завезенного песка», – поясняет Шуманов.
По его словам, во время приемки стадиона не было выявлено никаких недостатков, существенно влияющих на эксплуатацию спортивного объекта. «Наверно, в ближайшее время мы увидим, есть ли там какие-то недоработки и нарушения, связанные со строительством стадиона, – продолжает эксперт. – Но мне кажется, что как и у любого большого объекта во время строительства могут быть какие-то огрехи. Весь вопрос в том, устранимы они или нет».
«Реставрация старого стадиона обошлась бы в 11 раз дешевле»
Член Общественной палаты Калининградской области, президент фонда социально-экономических и политических исследований «Региональная стратегия» Соломон Гинзбург полагает, что все крупные стройки в России – будь то автодороги, или стадионы – затеваются в первую очередь для того, чтобы имеющие отношение к данному проекту, могли присвоить себе часть выделенных на его строительство средств.
«Что я имею в виду? Да, внешне стадион эффектен, красив. Он построен на острове, на котором еще в конце 30-х годов прошлого века были проведены геолого-разведывательные работы, и кенигсбергские архитекторы пришли к выводу, что в ближайшие сто лет, а лучше до конца XXI века там ничего строить нельзя, ввиду топей и болот.
Мы с моими коллегами считали, что нужно реанимировать замечательный стадион “Балтика”, который находится в самом центре Калининграда.
Тем не менее, этот затратный проект был реализован. Лично я тогда, как представитель оппозиционной депутатской фракции “Запад России” в Калининградской областной думе отстаивал другую идею. Мы с моими коллегами считали, что нужно реанимировать замечательный стадион “Балтика”, который находится в самом центре Калининграда. И по нашим подсчетам, на реставрацию этого стадиона, вместимостью в 30 тысяч человек, ушло бы от 8 до 11 раз меньше средств, нежели на новый стадион, для которого со всей области свозился песок для того, чтобы засыпать топь», – рассказывает Соломон Гинзбург.
Он воздержался от прогноза по поводу долгосрочности эксплуатации стадиона «Калининград», заметив: «Дай бог, чтобы не было техногенных катастроф. Но, я думаю, что немецкие архитекторы в прошлом веке знали, что говорили, потому что неподалеку были снесены несколько жилых домов, построенных 35 лет назад».
«Неясно, как власть и общества справятся с этой проблемой»
Завершение строительства нового стадиона за месяц до начала соревнований Соломон Гинзбург считает «пирровой победой». «Сам факт, что после окончания Чемпионата мира он ежегодно будет обходиться, по нашим подсчетам, до трехсот миллионов рублей. Причем, вряд ли это будет федеральная субсидия, и, скорее всего, эти деньги придется изымать из здравоохранения, образования. То есть – нужно будет созывать специальное заседание областной думы, чтобы вносить поправки в бюджет и изыскивать средства для стадиона», – полагает член Общественной палаты Калининградской области.
И даже после того, как модули будут разобраны, и он будет несколько сокращен по своему размеру, все равно его заполняемость в лучшем случае будет 30%.
Нет ясности и в том, как будет эксплуатироваться столь вместительный стадион после 28 июня, когда в Калининграде будет отыгран последний матч в рамках расписания ЧМ-2018. «Элтон Джон и “Depeche Mode”, которые могут собрать по 20 000 зрителей, к нам не приезжают. Вот, 8 апреля в Москве выступала группа “Rainbow” с легендарным Ричи Блэкмором. На этот концерт съезжались фанаты из всей России, и то он собрал порядка двенадцати с половиной тысяч человек. А наш стадион рассчитан на тридцать пять тысяч зрителей. И даже после того, как модули будут разобраны, и он будет несколько сокращен по своему размеру, все равно его заполняемость в лучшем случае будет 30%. Фантастика – если до 40%. Будут ли проводиться здесь международные выставки в условиях конфронтации с Западом – большой вопрос», – говорит собеседник Русской службы «Голоса Америки».
Илья Шуманов также считает не совсем оправданным строительство стадиона вместимостью тридцать пять тысяч зрителей в городе с населением чуть больше четырехсот шестидесяти семи тысяч человек. «И без четкого понимания того, как он в дальнейшем будет эксплуатироваться, нельзя было такой проект реализовывать», – считает он.
Стадион не имеет крыши, поэтому использоваться для развлекательных целей он может лишь в теплое время года. «Так что, как будет использовано спортивное наследие ФИФА – большая загадка. А так как полностью заполнить этот стадион невозможно в принципе, то неясно, как власть и общества справятся с этой проблемой», – подытоживает заместитель генерального директора Transparency International - Russia Илья Шуманов.