Взрыв в Санкт-Петербурге: версии

  • Анна Плотникова

На месте взрыва в магазине в Санкт-Петербурге, 27 декабря 2017 г.

Ветераны Ассоциации «Альфа», сотрудники Следственного комитета и президент России высказывают предположения относительно случившегося

На вечер четверга 28 декабря в больницах Санкт-Петербурга находилось шестеро пострадавших от взрыва в супермаркете «Перекресток» на Кондратьевском проспекте. Все они находятся в состоянии средней тяжести.

Взрыв в зале магазина «Перекресток» прогремел накануне в районе 18.45.мск. Взрывное устройство весом 200 грамм в тротиловом эквиваленте было заложено в одну из ячеек камер хранения на высоте примерно полутора метров от пола. Кроме самой взрывчатки в сумке, оставленной преступником, находились дополнительные поражающие элементы: подшипники, болты, гайки.

Просмотр записей с камер наружного наблюдения позволил определить подозреваемого в устройстве взрыва. Примерно за полчаса до случившегося, на остановке возле площади Калинина из маршрутки вышел черноволосый мужчина в зеленой куртке с капюшоном и бежевым рюкзаком за спиной. Он проследовал в магазин «Перекресток», оставил рюкзак в камере хранения, после чего вошел в торговый зал. Пробыв в магазине короткое время и ничего не купив, мужчина вышел на улицу, а рюкзак остался в ячейке камеры хранения.

Первые комментарии к случившемуся последовали вечером в среду по горячим следам. Руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу Александр Клаус вышел к журналистам с краткой информацией: «Десять человек госпитализированы, угрозы жизни пострадавших нет».

Члены международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» поначалу были склонны расценивать произошедшее как криминальные разборки.

В пользу такой версии, по мнению членов «Альфы» говорил тот факт, что взрывное устройство было приведено в действие не на открытом пространстве, а в камере хранения за запертой дверцей, а значит существовала возможность, что вообще никто не пострадает. При этом для террористов, особенно тех, кто имеет опыт применения взрывных устройств, характерно стремление к причинению значительного разрушительного эффекта с максимально возможным числом жертв.

Однако, на следующий день президент России Владимир Путин, в разговоре с военными, участвовавшими в боевых действиях в Сирии, сказал: «Вы знаете, что вчера в Петербурге был совершен террористический акт». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков пояснил: «Дело в том, что там были использованы поражающие элементы. Соответственно, это в любом случае террористический акт».

Тему поспешил развить вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. По его словам, –«Это очередной вызов, который прозвучал в отношении горожан, власти, правоохранительной системы. Мы как одна семья — ни одного пострадавшего человека не оставим без внимания и заботы городских властей. Нам всем надо быть бдительными, потому что мир борется с такой негативной силой, как международный терроризм. Особенно накануне праздников, когда у всех повышенное настроение, и мы позволяем себе расслабиться».

Городское правительство сообщило, что каждый пострадавший от взрыва в супермаркете «Перекресток» на Кондратьевском проспекте получит из резервного фонда по 300 000 рублей в качестве компенсации. Администрация «Перекрестка» и ряда других известных в городе торговых сетей отдали распоряжение о немедленном демонтаже камер хранения. Теперь покупателей будет пропускать в торговые залы с сумками, которые предварительно будут подвергнуты проверке металлодетекторами и опечатаны.

Государственный советник юстиции III класса, полковник МВД в отставке Игорь Кучеренко в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» отметил, что ветераны «Альфы» вправе высказывать в качестве частного мнения любые версии. «Как и мы с вами, они могут строить любые предположения. А вот представители Следственного комитета, знакомые со всеми деталями произошедшего, первоначально квалифицировали его как “покушение на убийство двух и более лиц”. До тех пор, пока президент России Владимир Владимирович Путин не озвучил версию теракта. Он тоже, я думаю, не был знаком с материалами следствия, и высказал свое предположение. Но сотрудники Следственного комитета прислушались к его мнению больше, чем, если бы это было, скажем, наше с вами мнение, и теперь они рассматривают версию теракта наряду с другими версиями», – прокомментировал Игорь Кучеренко, имеющий многолетний опыт работы в правоохранительных органах.

Комментаторы, тем временем, отмечают, что взрыв в петербургском супермаркете произошел спустя всего 12 дней после того, как было сообщено об обнаружении группы заговорщиков, планировавших взорвать Казанский собор, расположенный в непосредственной близости от центральной магистрали Санкт-Петербурга – Невского проспекта.