Почему Карзай не подписывает с США соглашение о безопасности?

Хамид Карзай

Хамид Карзай

Афганский президент называет несколько условий для подписания и готов переложить ответственность на нового лидера страны
ИСЛАМАБАД – Президент Афганистана Хамид Карзай продолжает настаивать на своем решении отложить подписание ключевого соглашения о безопасности, позволяющего иностранным войскам работать в стране после 2014 года. Критики и аналитики считают, что, принимая такое решение, афганский лидер мог руководствоваться несколькими возможными мотивами, однако ставки настолько высоки, что, по мнению многих, соглашение, в конце концов, будет подписано.

НАТО планирует завершить нынешнюю боевую миссию в Афганистане до конца 2014 года. Представители США настаивают на безотлагательном подписании соглашения о безопасности, чтобы обеспечить непрерывность контртеррористических операций и разрешить присутствие небольшого американского военного контингента для обучения и консультаций подразделений афганской армии после этого срока.

В ноябре традиционный афганский совет старейшин (Лойя Джирга) призвал президента Хамида Карзая подписать двустороннее соглашение, но он заявляет, что пойдет на это только при определенных условиях.

Выступая в Индии на прошлой неделе, он сказал, что Вашингтон должен прекратить налеты на афганские дома, прекратить удары беспилотников и призвать Талибан начать мирные переговоры с его правительством.

«Если это произойдет до выборов 5 апреля, я подпишу соглашение. Если это произойдет только после выборов, то тогда ответственность возьмет на себя следующий афганский президент. Так что, временных рамок здесь нет, есть только ограничения по действиям», – заявил Карзай.

По словам Карзая, заявления США о том, что задержка с подписанием может обернуться полным выводом войск является попыткой Вашингтона «довести дело до крайностей».

Афганские политики, представители гражданского общества и делового сообщества призвали президента довести соглашение до конца. По их словам, нежелание Карзая является поводом для неопределенности и смятения по всей стране.

Многие афганцы, включая парламентария Халида Паштуна, размышляют о причинах, по которым президент не подписывает соглашения.

«Выглядит так, будто он пытается заручиться поддержкой народа, ну то есть, что он настоящий националист, что его волнует будущее Афганистана и что он не хочет показаться марионеткой в руках иностранных держав, – говорит он. – С другой стороны, некоторые люди говорят, что у него могут быть какие-то личные просьбы, с которыми он может обратиться к американской стороне».

Оппозиционные политики, такие как Хумаюн Шан Асефи, говорят, что нежелание Карзая отдать дань уважения решению Лойи Джирги является беспрецедентным в национальной истории.

«Возможно, ему нужны какие-то личные преимущества, потому что подавляющему большинству афганцев и почти всем кандидатам в президенты нужно, чтобы это соглашение было подписано», – считает Асефи.

Хотя президент Карзай неоднократно говорил, что будет сохранять нейтралитет в ходе апрельских президентских выборов, его политические оппоненты и независимые эксперты опасаются, что, откладывая подписание, президент Карзай, возможно, добивается, чтобы Вашингтон неявно поддержал «предпочтительного» с его точки зрения кандидата в президенты.

В число ведущих кандидатов в президенты входят брат Хамида Карзая Каюм Карзай и его близкий союзник, бывший министр иностранных дел Залмай Рассул. Такие скептики, как кабульский политобозреватель Саид Азам, говорят, что в подобной ситуации маловероятно, чтобы действующий президент оставался нейтральным.

«Он открыто заявлял, что может поддержать кого-то как человек, индивид, гражданин страны, – говорит Азам. – Поэтому я думаю, он, конечно же, будет поддерживать кого-то и захочет иметь веское слово в будущей администрации, потому что ему не хочется, чтобы в нем видели просто бывшего президента, у которого нет никаких рычагов влияния на принятие решений в ближайшие пять-десять лет».

Но каковы бы ни были политические расчеты, специалисты в области безопасности утверждают, что соглашение о безопасности имеет критически важное значение для правительства и силовых структур Афганистана, которые остаются крайне зависимыми от зарубежной помощи.

Политики и независимые комментаторы говорят, что мало кто в Афганистане верит, что президент будет еще долго настаивать на своем. Но в то же время они отмечают, что затягивая процесс, Карзай оказывается центральной фигурой в дискуссиях о будущем страны – то есть в роли, к которой он давно привык.