Афганская армия: распад после 2014 года?

  • Шарон Бен
Бывшие военные и гражданские чиновники Афганистана говорят, что от единства армии зависит сохранение мира после ухода иностранных войск
В связи с предстоящим в 2014 году выводом боевых подразделений международных коалиционных сил из Афганистана эксперты все чаще задаются вопросом, может ли афганская армия защитить страну от экстремистских группировок боевиков, таких как Талибан.

Однако бывшие правительственные и военные чиновники говорят, что межэтнические распри и политические разногласия несут не меньшую угрозу миру в стране.

В рядах афганской армии сегодня служат около 184 тысяч человек. Полиция насчитывает 146 тысяч.

Если судить только по численному составу, то может создаться впечатление, что афганские силы безопасности почти выполнили поставленную перед ними задачу – подготовиться к защите страны от угроз со стороны экстремистов.

Однако бывшие правительственные и военные чиновники считают, что Талибан и террористы – это не единственная угроза, с которой столкнется Афганистан в 2014 году. По их словам, лидеры некоторых этнических группировок уже вновь начали вооружаться, готовясь к опасной борьбе за территорию и влияние, которая может разразиться после ухода иностранных войск.

Эта межэтническая рознь, которая, по мнению аналитиков, проявляется и в правительстве, и в армии и даже в провинциях, которую контролируют эти лидеры группировок, может привести к катастрофическим последствиям.

«Есть опасения, что после 2014 года армия снова распадется, потому что в ней есть разные группировки, – говорит бывший губернатор провинции Газни Шир Хости. – Большинство генералов – выходцы с севера страны и, насколько я понимаю, сейчас они направляют на север тяжелое вооружение, что приведет к множеству проблем в будущем. На эти проблемы нужно обращать внимание уже сейчас, пока ситуация не вышла из-под контроля».

Талибов можно найти на большей части территории Афганистана, но их позиции наиболее сильны среди пуштунов, проживающих на юге. В северных районах властвуют командиры бывшего Северного альянса, состоявшего из этнических таджиков, узбеков и представителей других групп.

Глава кабульского центра военной подготовки бригадный генерал Аминулла Патьяни говорит, что среди армейских новобранцев есть представители самых разных национальностей.

«Здесь и пуштуны, и таджики, и узбеки, хазарейцы, пашаи, нуристанцы, белуджи – все национальности, которые составляют народ Афганистана. Все они могут прийти сюда и пройти обучение», - сказал он.

После того, как в 1989 году советские войска покинули Афганистан, в стране разразилась жестокая гражданская война, которая в значительной мере носила межэтнический характер.

Однако аналитики полагают, что в 2014 году ситуация будет не такой.

Они указывают на тот факт, что теперь в стране появилось больше институтов гражданского общества и ожидают, что в стране сохранится американский военный контингент численностью около 10 тысяч человек. Но они также предупреждают, что многое будет зависеть от того, удастся ли армии сохранить единство перед лицом будущих проблем.

Экс-губернатор Кости указывает на тот факт, что пуштуны слабо представлены в афганской армии, а армейские командиры являются выходцами в основном из северных районов страны.

Политолог Халид Мафтон добавляет к этому, что многие афганские военачальники, а также чиновники в министерствах обороны и внутренних дел были назначены на свои должности на основе своих политических взглядов и национальности.

Из-за этого они могут оказаться в особо уязвимом положении, в случае если после вывода международной коалиции разразится межнациональный конфликт.

Мафтон ожидает, что события будут развиваться по наихудшему сценарию:

«Если США покинут эту страну, эта армия неминуемо распадется по причинам, которые я назвал. Может быть, это произойдет не за несколько дней или недель, но максимум где-то через месяц. И кто тогда придет ей на смену? Талибан».

Начинают ли различные группировки в стране запасаться оружием на случай возможного конфликта? На этот вопрос Мафтон, не раздумывая, отвечает: «Да».

Эксперты говорят, что после трех десятилетий войны и с черным рынком, процветающим благодаря торговле опиумом, в стране накопилось более чем достаточно оружия, чтобы его хватило для новых конфликтов.