Молдова и Украина: сходство и отличия ситуации. Мнение эксперта - 2005-03-05

Предстоящие парламентские выборы в Молдове привлекают повышенное внимание и в России, и в сопредельных государствах постсоветского пространства, и в странах Запада. Ведь от того, как пройдут эти выборы, во многом зависит, какой путь изберет Молдова в ближайшем будущем: будет ли она ориентироваться на указания Кремля либо предпочтет независимость, которую многие жители этой страны связывают с интеграцией в европейские структуры.

Точно такая же ситуация складывалась несколькими месяцами ранее в соседней Украине. Поэтому нам показалось интересным узнать, как оценивают предвыборную ситуацию в Молдове украинские социологи. По нашей просьбе ситуацию комментирует руководитель киевского Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.

«Голос Америки»: Внимание международных обозревателей приковано к выборам в Молдове. Как бы вы могли оценить сходство и разницу в этих двух государствах? Возможно ли в Молдове в той или иной степени повторения революционной ситуации, которая была на Украине в конце прошлого года?

Андрей Ермолаев: Я не считаю корректным сравнивать ситуацию в Украине и в Молдове — по той простой причине, что предпосылки для перемен у нас разные. Украина только вошла в полосу перемен. Поэтому если мы и говорим о революции, революционных событиях, то как бы по традиции. Потому что это – только начало перемен. И, по большому счету, уже первые шаги новой власти свидетельствуют о том, что в действительности в большей степени речь идет, скажем, о политической смене власти, нежели о новых качественных изменениях. Поэтому ожидания сохраняются и сохраняется условный социальный заказ на качественные перемены. Их можно назвать революционными – в плане гражданских свобод, в плане экономических свобод. Они сохраняются, они актуальны в том, как они перекладываются на перспективу.

Если же говорить о Молдове, то здесь мы сталкиваемся с кризисом консервативной модели власти, связанной с несостоявшимся «коммунистическим реваншем», который был связан с молдавским президентом. И здесь скорее может речь идти о тактике, о попытке властной элиты сохраниться, — в отличие от Украины, где началась смена элит. В Молдове, скорее всего, мы будем сталкиваться с попыткой косметических перестановок, имитирующих перемены. Вот в этом – большая разница.

Это во-первых. А во-вторых — повесточно: в Молдове, скорее всего, дело связано с перестановками в системе власти и попытками сохранить власть нынешнюю. В Украине же мы сталкиваемся с вопросом о начале структурных реформ, которые откладывались десятилетиями. По большому счету, структурная реформа в экономике и, соответственно, изменение политической модели — это то, что специфично для Украины, начиная с 2004 года.

«Г.А.»: В разгар «оранжевой революции» на Майдане Незалежности в Киеве особенно были заметны грузинские государственные флаги. Кроме того, президент Грузии Михаил Саакашвили встречал Новый Год вместе с лидерами новой Украины. А какую роль в выборах в Молдове играли украинские политтехнологи и социологи?

А.Е.: Ну, я знаю, что среди моих коллег есть люди, которым предлагали «поработать на Молдову» — в плане социологических исследований, в плане политического консультирования. Но по большому счету, после резонансной ситуации, связанной с российскими консультантами-технологами, на мой взгляд, активного присутствия украинских экспертов в Молдове не будет. Во-первых, потому, что здесь нет буквальной аналогии, которая могла бы быть примерно в Молдове. Если уместно говорить об определенных технологических совпадениях при организации выборов в Грузии и в Украине, то аналогии Украины с Молдовой нет, и поэтому этот опыт вряд ли применим.

Повторюсь сейчас: чем может быть полезна для молдавской политической элиты Украина? Во-первых, территориальной близостью Киева. Хорошей ориентацией в местных проблемах, особенно в социальном плане. В этом смысле я думаю, что наиболее эффективны, успешны будут, скорее всего, социологические команды, которые имеют хороший инструментарий и которые, кстати, уже имеют опыт в Молдове на предыдущих выборах. Они привлекались.