Российско-иранский ядерный договор - 2005-02-28

Согласно сделке, подписанной на иранской атомной электростанции в Бушире, Россия поставит Ирану ядерное топливо и примет назад отработанное топливо. Обозреватели говорят, что это соглашение приведет к открытию первой иранской атомной электростанции возможно уже в ближайшие месяцы.

Администрация Буша активно выступала против этого соглашения. Сенатор Джон Маккейн по этому поводу сказал, что данная сделка еще один шаг к тому, что Иран сможет производить ядерное оружие, а не только ядерную энергию, как на этом настаивает Тегеран.

«Ядерное оружие у Ирана очень дестабилизирующий фактор, который может привести к возможному конфликту в регионе, - сказал Маккейн в интервью воскресной программе телесети «Фокс». - Это очень серьезный шаг, поскольку большинство экспертов считают, что Иран на пути к приобретению оружия массового поражения, и у них есть способы его доставки».

Но правительства европейских стран, по всей видимости, занимают более нейтральную позицию. Выступая в программе телекомпании “CNN”, посол Великобритании в США Дэвид Маннинг конкретно не поддержал российско-иранскую сделку, но выразил удовлетворения условиями этого соглашения: «Россия поставит топливо. Иран будет его использовать. Это будет происходить под полным контролем. Важным является то, что использованное топливо будет возвращено в Россию».

Эту точку зрения разделяет посол Германии в Вашингтоне Вольфганг Изингер. По его словам, у европейских государств и Соединенных Штатов одинаковый подход к проблеме Ирана: «Нет никакой разницы между нашей обеспокоенностью в отношении возможности приобретения Ираном ядерного оружия в будущем и обеспокоенностью Соединенных Штатов. Мы все обеспокоены в равной степени».

Но, в то время как европейские страны используют дипломатию для сдерживания иранских ядерных амбиций, администрация президента Буша оставляет все варианты открытыми, включая экономические санкции и военное вмешательство. Выступая в программе телекомпании “CBS” «Лицом к нации», бывший советник Белого Дома по Национальной безопасности Збигнев Бжезинский сказал, что американской администрации необходимо принять какое-то решение: «Собираемся ли мы сотрудничать с европейскими странами, пытаясь заставить Иран выполнять свои обязанности в соответствии с соглашением о нераспространении? Или мы собираемся стоять в стороне, и ждать, успешно ли европейцы проведут переговоры?»

Российско-иранское соглашение было подписано накануне встречи Международного агентства по атомной энергии, которое проводит мониторинг иранской ядерной программы.