Будущее демократии в России - 2005-01-27

Развитие демократии в России претерпело большие изменения к худшему после прихода к власти Владимира Путина.

Полный разгром независимых средств массой информации и подчинение Кремлем оставшихся СМИ, обложение огромным штрафом последнего независимого издания «Коммерсант», захват власти в Думе кремлевской партией, решение назначать губернаторов – вот далеко не полный перечень фактов, которые свидетельствуют о скатывании России к авторитаризму.

Теме будущего демократии в России и тому, как это отразится на американо-российских отношениях, была посвящена дискуссия в вашингтонской неправительственной правозащитной организации «Дом свободы» (Freedom House).

В своем вступительном слове председатель совета попечителей «Дома свободы», бывший директор Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Джеймс Вулси говорил о том, почему в последнем рейтинге «Дома свободы», впервые после распада СССР, Россия оказалась в списке стран, которые названы «несвободными». Он считает это самым серьезным поражением демократии в России за последнее десятилетие и отметил, что процесс, который происходит в России, следует рассматривать с точки зрения того, как это может отразиться на национальной безопасности США.

Одним из докладчиков на дискуссии в «Доме свободы» был Николай Злобин, заведующий российскими и азиатскими программами вашингтонского Центра оборонной информации. В своем выступлении он говорил о внешней политике России, в частности – ее политике в зоне СНГ, и о том, какие конфликты могут возникать в российско-американских и российско-западных отношениях.

Злобин считает, что есть пять фундаментальных принципов, которыми сегодня руководствуется Россия в проведении своей внешней политики, причем Владимир Путин руководствуется ими на протяжении всего его президентского срока.

Первый и главный принцип – возвращение России в число мировых лидеров. И для самого президента, и для его истэблишмента это, по мнению аналитика, важнее внутренних реформ.

Второй принцип: в Кремле существует серьезное понимание опасности, что Россия может расколоться, и поэтому следует уделять серьезное внимание проблемам безопасности, обороны и единства России во внешней политике.

Третьей российской фундаментальной концепцией является то, что ни одна существующая сегодня международная система безопасности не гарантирует безопасности России. Другими словами, Россия чувствует необходимость создания своей собственной системы безопасности, иначе можно оказаться в одиночестве в ущербном состоянии.

Четвертый принцип – проводить внешнюю политику не вызывая Запад на конфликт там, где в этом нет необходимости. Если конфликтная ситуация возникает, Россия всегда делает шаг назад, как это было в Грузии, Ираке и в Украине.

Пятый принцип – сохранение, по возможности, международных организаций, структур и законов нынешнего международного законодательства, поскольку Россия унаследовала возможность влияния и права СССР. По многим критериям Россия сегодня не соответствует этим правам, но поскольку традиционно она ими обладает, любые реформы в этой области потенциально снизят ее влияние.

Касаясь СНГ, Николай Злобин отметил, что сегодня ни Москва, ни Запад толком не сформулировали свои интересы в зоне бывшего СССР, поэтому там часто возникают конфликты между Россией и Западом, Москвой и Вашингтоном, и не только потому, что там разные интересы, а потому, что, во-первых, они не согласованы, а во-вторых, потому что там отсутствуют механизмы согласования, поскольку никто этим не занимался и переговоры на эту тему не велись. Если бы велись переговоры, многие потенциальные конфликты, как считает Злобин, можно было урегулировать.

«Американцы должны понимать, - продолжал Николай Злобин, - что Путин мог бы занять гораздо более жесткую позицию по Афганистану, Грузии, Украине, Ираку и Центральной Азии. Он всегда выбирал среднюю линию, всегда находил оппортунистическую возможность увязывать совершенно разные интересы». В этой связи, по мнению аналитика, было бы плохой идеей пытаться изолировать Путина и Россию и сделать из Путина врага.

В ходе выступления в «Доме свободы» Николай Злобин высказал мнение, что Россию нужно вовлечь в как можно больше международных проектов и пытаться не разрушить СНГ, а демократизировать его извне, используя возможности, которые еще существуют. Он спорил с теми, кто говорил, что у Запада мало возможностей влияния на Россию.

Возможности влияния на Россию, как утверждает Злобин, все еще существуют, просто Запад их плохо использует или не замечает.