Следовавшие в Приднестровье послы России и Украины, аккредитованные в Молдове, были остановлены на въезде в регион сотрудниками правоохранительных органов республики. Молдавские полицейские запросили у дипломатов разрешение на въезд. Когда выяснилось, что главы дипмиссий соответствующим документом не располагают, им было рекомендовано вернуться в Кишинев.
Несмотря на то, что доселе подобной ситуации в Молдове не было, действия сотрудников правоохранительных органов нельзя назвать произволом. Полицейские действовали в полном соответствии с нотой МИД Молдовы. Ранее этот документ был направлен во все дипломатические представительства, находящиеся на территории республики. Таким путем МИД Молдовы информировал аккредитованный в республике дипкорпус о том, что все перемещения дипломатического, консульского и административно-технического корпуса дипломатических миссий и представительств международных организаций, включая и членов делегаций этих стран и организаций, будут осуществляться только по специальным разрешениям, выдаваемым министерством на основании предварительных запросов.
Есть в мидовском документе еще одно положение. Оно предусматривает недопустимость перевозки в автотранспорте, принадлежащем дипмиссиям, лиц, не являющихся членами дипломатического, консульского и административно-технического персонала, аккредитованного в Молдове
Чем же вызвано такое неординарное решение? Дипломатическое ведомство Молдовы объяснило свое решение коротко и дипломатично. В ноте указывается, что такой порядок посещения Приднестровья вводится «в связи с дестабилизированной сепаратистским режимом ситуацией в восточных районах Молдовы», а также в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях, предусматривающей обеспечение безопасности дипломатов на территории аккредитующего государства.
Это официальные мотивы, обозначенные МИД Молдовы. Но из СМИ, как правобережных, так и левобережных, общественность республики достаточно часто получает информацию о бесчисленных поездках различных официальных и менее официальных российских делегаций в Приднестровье. Как правило, декларации, которые звучат из уст некоторых депутатов Госдумы или лидеров различных политических партий и движений, достаточно откровенны и не имеют ничего общего с официальной позицией России. Под предлогом заботы о своих согражданах – а в Левобережье около трети населения обладают российскими паспортами – гости из первопрестольной откровенно поддерживают действия сепаратистского режима.
Такого рода «миссии» осуществлялись на протяжении всех последовавших после военного конфликта лет. Почему же только теперь стали применяться своего рода ограничения? Во-первых, как справедливо отметил американский политолог румынского происхождения Владимир Сокор, только в этом году правительство Молдовы со всей серьезность отнеслось к решению приднестровской проблемы. Хотя за кулисами переговорного процесса многие говорили о поддержке, оказанной сепаратистскому режиму определенными силами из России, только в этом году об этом стали говорить с официальных трибун.
Во-вторых, Молдова находится в преддверии парламентских выборов. Они должны состояться в марте этого года. В связи с этим, можно предположить, что таким образом руководство республики попытается ограничить внешнее влияние на выборы. А оно, как известно, может быть осуществлено разными методами, и не только усилиями политтехнологов, работающих на определенного кандидата.
Как же отреагировали Россия и Украина на решение МИДа Молдовы относительно необходимости получать разрешение на въезд в восточную зону республики?
Министерство иностранных дел РФ направило в МИД Молдовы ответную ноту с предложением отменить ограничения на поездки в Приднестровье сотрудников дипломатических представительств. А в заявлении, сделанном по тому же поводу, российское дипведомство расценило действия Молдовы как «явно недружественные и противоречащие интересам сохранения мира и поддержания стабильности в регионе».
В этом же документе Молдова обвинялась в применении по отношению к Приднестровью «порочной практики блокад и искусственной изоляции региона». По мнению российских дипломатов, подобные меры контрпродуктивны и ведут к неоправданному затягиванию решения жизненно важных вопросов в отношениях между Кишиневом и Тирасполем.
Охлаждение в отношениях с Москвой началось в прошлом году, когда официальный Кишинев, как говорится, на финишной прямой отказался подписать предложенный Россией план урегулирования Приднестровского конфликта. Каким образом будет развиваться ситуация дальше, пока неизвестно. Скорее всего, это зависит от результатов парламентских выборов. Но не только. И от желания самой России смириться с мыслью, что Молдова, при всех ее проблемах, действительно независимое государство.