Американский капитализм - 2004-12-17

Большинство людей на земле рассматривает развал СССР как триумф капитализма американского стиля, демократических свобод, предпринимательской инициативы. Но за 15 лет, прошедших с момента падения Берлинской стены, ряд американцев обеднели, а другие наоборот, процветают в экономической сфере.

В 95 кинокомпания «Уолт Дисней» выбрала своим президентом голливудского агента Майкла Овица. Планировалось, что он, возможно, станет преемником председателя компании Майкла Айзнера. Но уже через год правление компании решило, что Овиц не подходит к этой роли. За год своего правления он растратил деньги компании, испортил отношения с коллегами и ничего не сделал для улучшения работы компании. Будь он обычным служащим, он был бы уволен. Но Овиц был близким другом председателя компании. Поэтому он лишь согласился уйти в отставку, получив в качестве компенсации 140 миллионов долларов - сумму равную оговоренной в его контракте.

Автор книги «Деньги других людей» Номи Принс называет одну из причин получения таких чудовищных сумм директорами корпораций: «В 500 самых крупных корпораций в 80 процентах случаев глава организации и ее президент - одно и то же лицо. Большинство членов правления - друзья президента. Именно они и голосуют за предоставление таких компенсационных пакетов».

Таким образом, директора корпораций могут зарабатывать в 400 раз больше, чем рядовой служащий. Вместе с тем, когда компания терпит крах или сливается с другой компанией, страдает, прежде всего, рядовой работник. Именно они теряют работу и пакет социальных благ, таких, как медицинская страховка и пенсионный фонд.

Управленческий состав корпорации, как правило, хорошо защищен. Дирекция корпораций имеет большое влияние на политиков, которые и принимают законы благоприятные для корпорации, ее руководства, но не для массы рядовых сотрудников.

Специалист в области взаимоотношений бизнеса и правительства, профессор техасского университета Джеймс Голбрайт утверждает, что колоссальный разрыв в распределении капитала дает крохотной кучке людей огромную власть. Но в США есть законы, ограничивающие злоупотребление этой властью. Те же случаи вопиющего злоупотребления властью, которые имели место в последние 20 лет, объясняются отсутствием прозрачности:

«Многое из того, что делается в интересах корпораций, не известно широкой публике, - поясняет Голбрайт. - Процессы, происходящие в области регулирования или охраны среды обитания, обычно затронуты в статьях, которые печатаются на задворках газет. И мы не наблюдаем развития диалога по этим вопросам в обществе».

Однако американские рабочие не беспомощны, и они борются с несправедливостью. Так держатели акций кинокомпании «Уолт Дисней» сместили с поста председателя Майкла Айзнера и судят правление компании, требуя возвращения 140 миллионов долларов, выплаченных Майклу Овицу.

Профессор мэрилендского университета Гар Алперовиц - автор книги «Америка за пределами капитализма», отмечает, что вместе с ростом влияния корпораций возросло влияние рабочего класса в Америке: «В стране 11 тысяч предприятий, которыми владеют сами рабочие. Это явление возникло в последние 30 лет, а началось оно буквально с нуля. Местные общины владеют 4 тысячами корпораций. Начинают владеть предприятиями города, и выгоду от них получают непосредственно рабочие и городские советы».

Некоторые аналитики считают, что такие альтернативные виды собственности и корпораций могут стать противовесом корпоративной Америке. Но, по мнению большинства, основополагающий принцип «Американской мечты» - это погоня за счастьем, а не достижение экономического равенства. Именно дух предпринимательства в условиях демократии сделал Америку самой процветающей страной в мире. Но, чтобы американский капитализм продолжал нести блага всему обществу, необходимо внести демократические принципы в отношения между держателями акций и управленческим аппаратом корпораций.