В субботу исполнилось 10 лет с тех пор‚ как с целью подавить попытку провозглашения независимости Чечни три колонны российских бронетанковых войск и тысячи военнослужащих вошли на территорию республики. Так началась новая эра в постсоветской России.
Бывший президент России Борис Ельцин отправил войска в Чечню, после того как чеченское руководство отказалось отменить решение о провозглашении полной независимости от Москвы. Заявив‚ что он обязан встать на защиту территориальной целостности России‚ Ельцин надеялся‚ что война не будет масштабной, и что российские войска быстро одержат победу.
Все получилось наоборот. Вооруженные‚ главным образом‚ стрелковым оружием и гранатометами‚ чеченцы оказали сопротивление‚ преследуя и захватывая в плен молодых российских призывников‚ спасавшихся бегством из горящих танков. Российские истребители, не переставая, совершали боевые вылеты‚ поражая объекты в Грозном и других городах. В результате стало увеличиваться число жертв среди гражданского населения.
В конечном итоге российские войска покинули Чечню‚ и после того‚ как в августе 96 года чеченские боевики снова захватили контроль над Грозным, было достигнуто мирное урегулирование конфликта.
Однако после трех лет фактической независимости в Чечне воцарилось беззаконие‚ повсеместно начались похищения с целью получения выкупа и различные теракты.
Наконец‚ после того‚ как 99 году чеченские боевики вторглись на территорию соседнего региона‚ занимавший тогда пост премьер-министра Владимир Путин снова отправил в Чечню российские войска.
Стали появляться свидетельства о том‚ что в российско-чеченском конфликте принимают участие иностранные боевики. Правозащитные организации, тем временем, все чаще обвиняли российские войска в применении жестокостей.
Контроль Кремля над крупными источниками средств массовой информации обеспечивает возможность, несмотря на растущее число жертв, как среди российских военнослужащих‚ так и среди чеченцев, не привлекать излишнего внимания к событиям в Чечне.
Президент Путин категорически отказывается вести переговоры с сепаратистскими лидерами в Чечне‚ которых он называет террористами.
По словам сотрудника центра Карнеги‚ одного из видных российских специалистов по Чечне и Кавказу, Алексея Малашенко‚ существует мало надежды на то‚ что тянущийся годами конфликт в Чечне удастся урегулировать в ближайшем будущем: «Я не верю в возможность военного урегулирования конфликта. Я не верю также в переговоры‚ поскольку никто не знает, с кем и о чем вести переговоры».
Малашенко считает‚ что попытки вести переговоры с чеченскими сепаратистами умеренного толка, по всей вероятности окажутся мало эффективными‚ поскольку сторонники жесткой линии будут продолжать борьбу с Россией.
В последние несколько лет были случаи нападений чеченских смертников и захвата заложников‚ как, например, в Беслане‚ в результате чего погибло свыше 330 человек.
Как утверждает Малашенко‚ большинство нынешних жителей Чечни просто стараются выживать‚ как могут‚ понимая‚ что существует мало вероятности того‚ что в ближайшем будущем произойдут перемены к лучшему.