Когда в 40-е годы прошлого века вошел в широкую медицинскую практику первый антибиотик пенициллин, он произвел революцию в медицине. От болезней, которые раньше считались неизлечимыми, теперь можно было вылечиться с помощью таблеток. Но возбудители инфекций стали вырабатывать средства защиты против антибиотиков, постепенно становясь устойчивыми к этим лекарствам.
...Год назад 12-летний Николас Джонсон, играя в футбол, получил травму плеча. На следующий день его температура - поднялось до 41 градуса. Его мать Джанет вспоминает, что врач назначил ему антибиотик и отправил домой: «Я ожидала, что через пару дней ему станет лучше, но его состояние только ухудшалось».
Антибиотик не сработал. Через три дня начавшаяся в плече инфекция распространилась на легкие, кровь, кости. В следующие пять недель Николасу сделали несколько операций. Врачи говорят, что он выжил чудом. Жизнь ему спас новый мощный антибиотик, который назначается только как крайнее средство.
Число таких случаев растет, так как все больше и больше микроорганизмов претерпевают мутации и становятся неуязвимыми для антибиотиков. Последние сообщения с Тайваня говорят о том, что антибиотик Cipro больше не может уничтожить одну из разновидностей cальмонеллы, которая вызывает сильное желудочное отравление.
Фрэнк Ангуло - сотрудник американского Центра контроля и профилактики заболеваний в Атланте - изучает устойчивость бактерий к антибиотикам. По его мнению, Cipro и весь класс антибиотиков-флуороквинолонов, к которому он принадлежит, со временем утратит свою эффективность. «Такова естественная эволюция сальмонеллы, которая становится устойчивой к часто применяемым против нее антибиотикам. К сожалению, - говорит Ангуло, - пока не создано нового класса антибиотиков, которые могли бы занять место флуороквинолонов, так что после того, как они утратят свою эффективность, их будет нечем заменить».
Со времени внедрения пенициллина в широкую медицинскую практику в 1940-х годах фармацевтическая промышленность всегда на шаг опережала очередной этап эволюции бактерий. Но сегодня индустрия мало занимается антибиотиками. Недавнее исследование показало, что среди пятисот с лишним новых лекарств, которые разрабатываются в настоящее время, только пять - антибиотики. Фирма Bristol Meyers-Squibb закрывает завод, выпускающий львиную долю американского пенициллина.
По словам Джона Бартлетта, заведуюoего отделением инфекционных болезней клиники университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, сейчас фармацевтические компании больше уделяют гораздо больше внимания средствам лечения хронических, а не инфекционных заболеваний, - таким, как Lipitor, препарат, снижающий уровень холестерина в крови, который приносит своему производителю прибыль в размере десяти миллиардов долларов в год: «Фармацевтическая компания рассуждает так: пациент принимает антибиотик в течение недели, а такое лекарство как Lipitor, - пожизненно. Потому Lipitor и подобные ему препараты приносят больше прибыли».
Кроме того, они скорее оправдывают средства, вложенные в их разработку, испытания и вывод на рынок, - в среднем миллиард долларов на каждый новый препарат. Такова оценка фармацевтической промышленности.
К тому же, как говорят эксперты, создание новых антибиотиков еще больше затрудняется из-за правительственных ограничений. По словам председателя Ассоциации американских фармацевтических предприятий Алана Голдхаммера, для того, чтобы производство нового антибиотика было прибыльным, нужно получить разрешение на его применение при нескольких патологических состояниях. А чтобы разработать антибиотик против пяти или шести заболеваний или симптомов, говорит он, необходимо проводить отдельные испытания для каждого их них.
Клинические испытания требуют крупных затрат и длительного времени. Члены Ассоциации инфекционных болезней лоббируют Конгресс в связи с отсутствием новых антибиотиков. Они указывают, что угроза биотерроризма делает эту проблему еще более важной.
Законодатели согласны с тем, что это серьезная проблема. Одна из попыток ее решения - проект BioShield (Биощит). Это рассчитанная на десять лет программа стоимостью 5,6 миллиарда долларов, которая некоторое время назад была утверждена президентом Бушем и стала законом. Речь идет о контрмерах на случай химического, радиоактивного или биологического нападения террористов. Разработка новых антибиотиков может стать частью этой программы.
Однако представители фармацевтической индустрии считают это недостаточным. Фармацевтическая ассоциация предлагает стимулировать создание новых антибиотиков экономическими мерами, такими, как налоговые льготы и продление срока действия патентов. Процесс испытаний и одобрения новых лекарств должен быть ускорен и упрощен. Джанет Джонсон говорит, что нужны срочные меры, чтобы людям не приходилось испытывать то, что выпало на долю ее сына Николаса: «Мы должны как можно скорее создавать новые антибиотики, потому что если последний из существующих антибиотиков перестанет действовать, медицина станет бессильной».