В тюрьме общего режима в городке Ратленд в штате Вермонт содержатся 150 мужчин, осужденных за различные преступления, - от мелкой кражи и бытового хулиганства до насилия и убийства. Конституция Вермонта и другого северо-восточного штата Мэн gпозволяет осужденным участвовать в голосовании. В остальных 48 штатах Америки лица, находящиеся за решеткой, этого права лишены. Более того, в ряде штатов доступ к избирательным урнам закрыт и для тех, кто уже отбыл наказание: вернуть право голоса бывшему обитателю тюремной камеры может только суд.
Двадцатипятилетний Джейсон Дэвис, сидящий в камере первого блока Ратлендской тюрьмы, считает, что порядок, действующий в Вермонте, более справедлив: «Для людей, оказавшихся в изоляции, возможность голосовать приобретает огромную важность. Мы видим, что наше мнение имеет такое же значение, как мнение остальных граждан. Я буду голосовать в ноябре впервые в жизни. Все сидящие здесь совершили ошибки. Но мы не перестали быть людьми».
Сосед Дэвиса по камере Джеймс Вуд тоже будет голосовать первый раз в жизни. По его словам, кандидаты на местные выборные должности, баллотирующиеся в их округе, должны представлять всех жителей, включая и находящихся в тюрьме.
Аналогичного мнения придерживается и сотрудник Ратлендской тюремной администрации Том Гиффен, помогающий заключенным с регистрацией и оформлением. Он считает, что участие в выборах дает осужденному возможность почувствовать свою ответственность. Практика показывает, что среди голосующих меньший процент рецидива преступности, указывает он: «Общество не может отсекать нарушителей закона и одновременно ожидать от них перевоспитания. Между тем в сорока восьми штатах происходит именно это: общество изолирует преступников, а выпустив их, требует, что эти люди проявляли гражданскую сознательность».
Критики, однако, заявляют, что в демократическом обществе право голоса - привилегия, которую нужно заслужить. В Массачусетсе, например, долгое время позволялось голосовать всем правонарушителям, включая осужденных за тяжкие преступления. Но четыре года назад массачусетские законодатели внесли поправку в конституцию штата, лишив права голоса особо опасных преступников.
В Вермонте тоже далеко не все согласны с участием заключенных в электоральном процессе. Так, в одном городке штата недавно построили крупный тюремный комплекс. Члены муниципального совета забили тревогу: что, если все обитатели камер зарегистрируются как избиратели? Тогда их количество превзойдет число избирателей города! А это отразится на решении местных вопросов - таких, как определение школьного бюджета, выборы шерифа и так далее.
«Эта ситуация побудила легислатуру нашего штата принять закон, по которому лица, находящиеся в тюрьме, должны регистрироваться для голосования в тех округах, где они жили до вынесения приговора, - говорит статс-секретарь Вермонтской администрации Деб Марковиц. - Схожая схема установлена и для тех, кто переезжает в дома для престарелых: они должны голосовать в том округе, где жили раньше».
Примечательно, что идея предоставления тюремным обитателям права голоса глубоко уходит в американскую историю. В Вермонте такое правило было установлено в 1789 году, когда жители переизбрали на новый срок популярного конгрессмена Мэтью Лайона.
«Лайон был осужден за критику президента по Закону о подстрекательстве к мятежу, - продолжает Марковиц. - Во время предвыборной кампании он сидел за решеткой, но люди дружно проголосовали за него. Вермонтцы были убеждены, что любой гражданин должен иметь право публично критиковать президента. Кстати, вскоре закон о подстрекательстве был отменен».
Участие в политической жизни заставляет человека по-новому взглянуть на свою жизнь, что особенно важно для правонарушителей, считает статс-секретарь. Осужденный Джеймс Вуд согласен с этим: «Да, я оступился, совершил ошибку. Но я хочу изменить свою жизнь, и мне надо с чего-то начинать. Я начал с того, что зарегистрировался как избиратель».
Второго ноября примерно 2000 заключенных тюрем Вермонта присоединят свои голоса к голосам вольных жителей штата на выборах президента, законодателей и других должностных лиц.