Шарлотсвиль - 2004-09-20

Сегодня нам предстоит побывать в городке Шарлотсвиль, приблизительно в двух часах езды от Вашингтона, где находится один из самых престижных университетов страны - UVA.

Глядя на грандиозный комплекс Университета Вирджинии, поневоле задумаешься, как следует определить его месторасположение: то ли университет пристроился к городку, то ли городок - к университету. Впервые я увидела университетский кампус осенью, и знатоки утверждают, что мне повезло: в эту пору парки, в которых утопают корпуса университета, буквально взрываются красками.

Среди достопримечательностей этого университетского рая - Ротонда, построенная по проекту третьего президента Соединенных Штатов, Томаса Джефферсона. Строительство Ротонды, здания из красного кирпича, украшенного белоснежным куполом, было завершено в 1821 году. В нем расположились студенческие аудитории и библиотека. В подвальной части Ротонды сейчас находится галерея, в которой собраны материалы, рассказывающие об истории университета. Актовые залы эллиптической формы в верхних этажах объединены огромным, щедро декорированным центральным холлом. Ведущая вверх лестница приводит вас внутрь купола, застекленная потолочная часть которого поддерживается коринфскими колоннами. Отходящие от Ротонды двойные ряды колоннад соединяют между собой квадратные одноэтажные строения, в которых живут студенты, и многоэтажные флигели профессуры.

Надо сказать, что все вместе производит впечатление абсолютной гармонии, симметрии и, в известном смысле, единообразия. Лишь переходя от одного здания к другому, начинаешь замечать, что все они отличаются друг от друга и формой карнизов, и лепниной фасадов, и конфигурацией крыш - словно тебе дают практический урок образчиков неоклассической архитектуры.

Параллельно квадратным зданиям идут еще два ряда зданий студенческих общежитий: в одном из них, в 1826 году, в бытность свою студентом Университета Вирджинии жил Эдгар Алан По. Университет ему пришлось бросить, так как его отчим отказался оказывать ему денежную поддержку. Правда, молва утверждает, что его к тому вынудила беспечность сына, проигравшего все свои деньги в карты. Вы можете побывать в его комнате, где все сейчас восстановлено в том виде (или почти в том), в каком было в то время, когда в ней жил По. Это - единственное помещение кампуса, за исключением Ротонды, куда пускают посетителей. Как вы думаете, какой номер значится над входом в него? Ну, разумеется - 13. В какой еще комнате стал бы жить будущий автор леденящих кровь историй?

Но вернемся к Джефферсону. Из всех своих достижений автор Декларации независимости и Вирджинского статуса о свободе религии гордился больше всего созданием Вирджинского университета. Он был не только соавтором архитектурного проекта и входил во все детали строительства, но принял непосредственное участие в разработке учебного плана университета и выборе профессорско-преподавательского состава.

Замечу, что если бы нам была дана свобода выбора даты собственной смерти, думаю, что для себя лучшей Джефферсон бы не пожелал: он скончался 4 июля, в годовщину провозглашения независимости американских колоний от Британской империи.

Похоронен Джефферсон на территории собственного поместья. И, прежде чем мы совершим по нему экскурсию, задержимся ненадолго в самом Шарлотсвиле. Городок этот пленяет своим южным шармом и атмосферой ненавязчивого доброжелательства. Центральная часть Шарлотсвиля - аллея-бульвар, вдоль которой выстроились нарядные магазины, рестораны и галереи, крошечные лавчонки художественных изделий и кафе с вынесенными на улицы столиками, напоминает Елисейские поля в миниатюре.

Время от времени почти идиллические тишина и покой этого места взрываются веселым гомоном стаек молодежи, захаживающей сюда подбодриться чашкой крепчайшего экспрессо или порыться в книжном развале, где всегда есть шанс набрести на какую-нибудь диковинку. Туристы же совершают по этой алее целенаправленный марш-бросок: здешние бутики и галереи славятся своей изысканностью и необычностью. Но это - между делом. Главная же туристическая приманка города - уже упомянутое мной поместье Джефферсона.

Непременно побывайте в Монтичелло - скажет вам любой житель Шарлотсвиля, обратись вы к нему с вопросом: что следует повидать в окрестностях города. И поверьте, этот совет-рекомендация продиктован не только уместным в данном случае патриотизмом. Речь идет об одном из самых красивых и самобытных зданий Америки. Если вы когда-нибудь держали в руках пятицентовую монетку («никель», как ее здесь называют), считайте, что вы его видели: оно украшает оборотную сторону монеты. Но я отнюдь не собираюсь лишать вас экскурсии в дом, который и впрямь - главная туристическая достопримечательность этих мест. Просто мы отложим ее до следующего раза.