Невзгоды «Ржавого пояса» - 2004-09-18

Термин «Ржавый пояс» относится к району на северо-востоке США, некогда служившему местом сосредоточения тяжелой промышленности. Такие города, как Кливленд и Питтсбург, насчитывают сотни опустевших ржавеющих заводов и фабрик.

...В Буффало не слышно заводского шума с 80-х годов, с тех пор, как гигант Bethlehem Steel заглушил мартены, объявил банкротство и уволил 22 тысячи сталеваров. Город рабочих, насчитывавший по переписи 1960 года свыше полумиллиона жителей, потерял половину населения и даже право распоряжаться собственным бюджетом. Власти штата Нью-Йорк, где находится Буффало, назначили безвозмездно управлять городскими финансами известного филантропа Тома Бейкера.

Город, потеряв за последние десять лет свыше миллиарда долларов налоговых отчислений, оказался связан долгосрочными контрактами с рядом профсоюзов и вынужден содержать обширный штат муниципальных служащих. «Многим в городе жутко хочется сохранить статус-кво, - вздыхает Бейкер. - Призывы реалистически смотреть на вещи встречаются в штыки. Между тем расходы по-прежнему превышают доходы».

Порочная ситуация сложилась давно, отмечает экономист Ларри Саутвик. Мэры Буффало подмасливали профсоюзы, которые, в свою очередь, обеспечивали им переизбрание: «Результатом такого непотизма стала налаженная система разбазаривания общественных фондов. Яркий пример: число учеников в городских школах сократилось наполовину, а число учителей осталось прежним. Более того: возросло число школьных администраторов! То же самое можно сказать и о полицейских, пожарных и других работниках городского хозяйства».

Аналитик местного отделения государственного банка Ричард Дитц указывает на характерную черту, присущую жителям «Ржавого пояса»: «Наиболее активная, предприимчивая часть населения всегда переезжает в места с бурно развивающейся экономикой. В последние десятилетия это Юг и Запад Америки. Там есть работа, уровень жизни растет. А более инертное, более консервативное население остается на прежнем месте, дожидаясь лучших времен. Именно такая ситуация сложилась в Буффало. Грязное неэкологичное производство навсегда уведено из Америки. А люди сидят и ждут чуда. Между тем, если промышленным рабочим и удается найти у нас новое место (что бывает крайне редко), их зарплаты будут несравнимы с прежними».

Что же делать? Законодатели штата Нью-Йорк обсуждают вариант лишения Буффало статуса города и включения его территории в более богатый административный округ Эри. Тем самым можно будет сократить огромную армию городских служащих. Но перспектива содержания армии безработных не особенно привлекает жителей уютных пригородов.

Если у Буффало и есть перспектива, то ее надо искать на месте. В городе расширяется успешно действующий медицинский центр. В его составе - пользующаяся мировой известностью онкологическая клиника и ряд исследовательских лабораторий. Вокруг выросли гостиницы для приема приезжих пациентов и их близких, предприятия сервиса. Оптимисты строят расчет на том, что Буффало, представляющий собой ворота в Канаду, к крупнейшему торговому партнеру Соединенных Штатов, привлечет новые бизнесы.

Но потенциальным инвесторам придется учитывать отрицательные факторы этого города, такие, как высокие налоги, действующие в штате Нью-Йорк, суровая зима и быстро стареющая рабочая сила. Ну, и, разумеется, малопривлекательное зрелище ржавеющих заводских корпусов в панораме города…