Кто поддерживает Мухтаду Садра - 2004-06-07

После двух месяцев тяжелых боев в Неджафе американское командование заявило, что практически покончило с отрядами радикального шиитского имама Мухтада Садра. При ближайшем рассмотрении, однако, картина представляется не столь радужной

Мечеть Ах-Хикма в бедном районе Багдада привлекает по пятницам тысячи верующих, и редко какая проповедь начинается без вознесения страстной хвалы Мухтаду Садру: «Да здравствует Мухтада Садр, - скандирует толпа, - Аллах, охрани его, ибо он есть мост на небеса».

Американцы и их союзники расценивают Садра несколько иначе. Для них тридцатилетний имам - бандит, замешанный в убийстве шиитского священнослужителя, не разделявшего его экстремистских взглядов. По словам американского полковника Ральфа Бейкера, и шиитская политическая, и духовная элита, и даже подавляющее большинство простых иракцев считают Садра неучем и самозванцем: «Садра поддерживает беднота, мужчины в возрасте от восемнадцати до тридцати лет, без определенного рода деятельности, а то и вовсе без работы, озлобленные, отверженные. В нем они находят источник вдохновения, хотя умом он, честно говоря, не блещет. Что, однако, работает на него, так это имя».

Иракские шииты были бесконечно преданы отцу Мухтады, великому аятолле Мохамеду Садык Садру, убитому в 99 году - видимо, агентами саддамовского режима, которому он яростно противостоял. Целый большой район Багдада носит его имя, плакаты с изображением аятоллы и его сына повсюду развешаны попарно. Торговец Салих Ибади называет великого аятоллу патриотом и глашатаем бедноты, боровшимся с несправедливостью и тиранией. Харизма отца струится и на сына. Других же в Садре привлекает его антиамериканизм. Шииты, угнетаемые Саддамом Хуссейном, в массе своей встретили американцев как освободителей, но Садр с кучкой сторонников осуждали Америку с самого начала как оккупанта, пришедшего не освобождать, а грабить Ирак.

В первые месяцы после падения старого режима деревенская беднота хлынула в Багдад в поисках лучшей жизни; осела она в районе Садр. Мигранты полагали - совершенно нереалистично - что американцы и их союзники в два счета восстановят коммунальные службы, улучшат быт и подыщут всем желающим хорошую работу. Когда их иллюзии разбились о скалы реальности, переселенцы зароптали и стали прислушиваться к радикальному имаму.

Одному из адептов Садра тридцать семь лет, называет он себя только по имени - Фатх. Лицо закрыто клетчатым платком - куфией, в руке у него гранатомет: «Вместо танков прислали бы они сюда лучше мусороуборочные машины, чтобы вывезти весь это хлам, или дали бы нам электричество и кондиционеры воздуха, чтобы спастись от жары...». А вот, что говорит противник Мухтады Садра Анмар Нисан: «Что Садр конкретно сделал для шиитов, разве что устроил бои с американцами в священных городах Неджаф и Кербала?».

Анмар Нисан, автомеханик двадцати восьми лет, поддерживает великого аятоллу Али Систани - человека центристских взглядов, ориентированного на мирное окончание американского правления в Ираке.

Лидеры шиитов пытаются сейчас договориться с Садром, предлагая ему депутатское место в Национальном совете - своего рода законодательном органе, который будет работать вместе с временным правительством.

Ответа он еще не дал, но что касается временного правительства, то Мухтада Садр успел заклеймить его как марионетку Вашингтона.