Есть ли права у вражеских комбатантов? - 2004-04-30

Одно из самых громких дел, принятых к рассмотрению на нынешней сессии высшей судебной инстанции США, касается юрисдикции президента над лицами, взятыми в плен в ходе войны с терроризмом. «Голос Америки» попросил юристов, представляющих оппозиционные стороны в этом споре, изложить свои аргументы. Точку зрения правительства излагает сотрудник Вашингтонского правового фонда Пол Каменар. Точку зрения истцов - сотрудник Катоновского института в Вашингтоне Марк Моллер.

Марк Моллер: Вы, наверняка, помните слова Бенджамина Франклина о том, что люди, жертвующие свободой ради безопасности, не заслуживают ни того, ни другого. Администрация Буша заявляет, что имеет право единолично выступать в качестве прокурора, судьи и палача в отношении наших граждан, представляющих, по ее мнению, опасность для государства. Но ведь это полностью идет в разрез с системой сдержек и противовесов, учрежденной отцами-основателями Соединенных Штатов как раз с целью предупредить концентрацию власти в руках одного лица.

Пол Каменар:Президент в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами США наделен конституционным правом содержать под стражей так называемых «вражеских комбатантов». О двух из них идет речь в исках Верховному суду. Один, по фамилии Хамди, был взят в плен в бою в Афганистане и сейчас находится в военной тюрьме в Южной Каролине. Второй, по фамилии Падилья, был арестован при въезде в США как оперативник «Аль-Кайды» с заданием взорвать в Америке радиационную бомбу. В обоих случаях президент воспользовался своими полномочиями содержать вражеских комбатантов в плену до окончания военных действий.

Как долго они будут находиться в изоляции, сказать трудно. Мы находимся в состоянии войны, причем войны небывалого типа - нам противостоит глобальный терроризм. С учетом этого правительство США вынуждено ограничить некоторые права лиц, причастных к враждебным действиям против нас.

М.М.: Тут я должен возразить. Сравните действия бушевской администрации с действиями правительства Израиля. Вряд ли вы скажете, что эта страна не сталкивается с актами терроризма. Тем не менее вражеских комбатантов, задержанных на оккупированных территориях, израильские власти в десятидневный срок представляют судье для дальнейшего решения, а во многих случаях и обеспечивают адвокатом. Теперь посмотрите, как поступает администрация Буша: она держит Падилью и Хамди свыше двух лет за решеткой, лишая их доступа к судье и адвокатам.

П.К.: Это не так. Суд низшей инстанции рассмотрел материалы по делу Хамди и постановил, что президент имеет право содержать его под стражей до окончания следствия. В случае с Падильей окружной суд установил, что Конгресс, вынося резолюцию после 11 сентября, не давал президенту конкретное право держать Падилью под арестом, хотя и предоставил главе администрации широкие полномочия для борьбы с терроризмом. Верховный суд как раз и должен определить рамки полномочий администрации.

Как ожидают, суд вынесет решение в начале лета.