Косово долгое время не привлекало внимание прессы, пока в конце марта там не произошла вспышка насилия. Она показала, что между косовским албанским большинством и сербским меньшинством так и не произошло примирения. Стало очевидным также, что международные миротворческие силы не в состоянии поддерживать мир в этом регионе.
17 марта в провинции Косово вспыхнули беспорядки, направленные против сербов и персонала ООН. Такой интенсивности насилия этот регион не видел с 99 года.
Поджоги, грабежи и стрельба, устроенные толпами албанцев, привели к гибели 19 человек. Около девятисот человек получили ранения. Разрушено более семисот домов и 30 сербских церквей. Четыре с половиной тысячи сербов вынуждены были покинуть свои дома.
Мощная вспышка насилия подтвердила худшие опасения относительно того, что этническая вражда в Косово отнюдь не собирается уходить в прошлое, и в обозримом будущем компромисс не представляется возможным. Луис Селл, исполнительный директор Американского университета в Косово, подчеркивает, что нападению подверглись сотни автомобилей Организации объединенных наций. Таким образом, врагом косовских албанцев оказалось не только сербское меньшинство: «Ненависть к сербам, конечно, есть, но протесты были направлены главным образом против международного присутствия».
Мартовские события показали, что участие ООН и присутствие сил НАТО не в состоянии справиться с задачей поддержания мира. По мнению аналитика Обрада Кесича, миссия ООН в Косово больше не пользуется доверием населения и международных кругов: «Албанцы, сербы и ряд зарубежных стран, включая Соединенные Штаты, больше не верят в способность ооновской миссии контролировать ситуацию в Косово».
Но есть ли какая-либо альтернатива роли ООН в этой провинции? Сотрудник госдепартамента США Майкл Бошарт отвечает на этот вопрос отрицательно. По его мнению, следует придерживаться политики, принятой в отношении Косово пять лет назад. Она заключается в том, что до того, как будет определен окончательный статус провинции, она должна соблюдать такие демократические принципы, как власть закона, межэтнический мир и рыночная экономика.
Однако косовские албанцы проявляют нетерпение. Они хотят получить независимость, и чем раньше - тем лучше. Между тем Сербия настроена решительно и не исключает такого шага, как введение в Косово войск для защиты сербского меньшинства.
Учитывая создавшуюся ситуацию, сотрудник мозгового центра «РЭНД корпорэйшен» Джеймс Доббинс предлагает не откладывать определение статуса Косово надолго.
«В Косово живут две общины, каждая из которых хочет быть большинством. И пока они надеются на это, у них не будет стимула к примирению. Поэтому чем быстрее будет принято решение предоставить независимость этой провинции, тем скорее косовские этнические группы начнут примиряться с необходимостью совместного проживания на этой территории».
Аналитик Обрад Кесич с этими доводами не согласен: «Я против попытки ускоренного решения косовской проблемы. Было бы ошибкой также объявить о намерении вывести в близком будущем из Косово американские войска. Это создаст ситуацию, при которой переговоры между албанцами и Сербией, на которых настаивают дипломаты, не будут иметь успеха». Между тем, премьер-министр Косово Байрам Реджепи во время недавнего визита в Брюссель предупредил международное сообщество, что, если решение об окончательном статусе Косово не будет принято в 2005 году, провинция сама проведет референдум по этому вопросу.
Американский политолог Януш Бугайский расценивает это заявление как проявление недовольства в среде умеренного косовского руководства, которое может привести к дальнейшей дестабилизации провинции и новым вспышкам насилия. По его мнению, международное сообщество может выбрать одно из двух решений: «Либо ООН усилит контроль над всеми институтами власти в Косово, чего, на самом деле, никто не хочет, включая ООН. Либо будет решено ускорить установление окончательного статуса провинции. Я считаю второй вариант более приемлемым».