ЕБРР закрывает кредиты Узбекистану - 2004-04-10

Запад недоволен авторитарным режимом узбекского президента Ислама Каримова. Именно так можно расценить решение Европейского банка реконструкции и развития заморозить выделение кредитов на большинство проектов в Узбекистане.

Год назад ЕБРР предупредил власти Узбекистана, что если в стране не будет ослаблен политический прессинг и не будут проведены экономические реформы, банк приостановит свои программы. И вот в этот вторник банк принял решение, которое сильно подмочило репутацию страны и международный имидж Каримова. После серии взрывов и перестрелок, недавно потрясших Ташкент и Бухару и унесших жизни по меньшей мере 47 человек, это еще один серьезный удар по режиму Ислама Каримова.

Узбекистан почти ничего не сделал, чтобы улучшить экономическую и политическую обстановку в стране, поэтому ЕБРР не может работать в республике как прежде, указывается в пресс-релизе, распространенном на этой неделе Европейским банком реконструкции и развития. Этот влиятельный международный институт до настоящего времени был самым крупным частным инвестором в Узбекистане. С 1991 года банк вложил в республику 527 миллионов евро.

Указав на плачевную ситуацию с правами человека в республике и отметив, что в преддверии парламентских выборов в Узбекистане не зарегистрирована ни одна оппозиционная партия, ЕБРР все же не намерен полностью покидать регион. Немилость банка коснется главным образом программ для государственного сектора. ЕБРР будет давать кредиты на поддержку малого и среднего бизнеса и локальные проекты общественной сферы, такие, как улучшение водо- и теплоснабжения.

Реакция Каримова на решение ЕБРР пока не известна. Однако представитель министерства иностранных дел республики Узбекистан в интервью агентству Франс пресс отметил, что решение банка является неразумным. По его словам, Узбекистан готов выполнять требования, выдвинутые ЕБРР. Похоже, решение банка, одним из основных инвесторов которого являются США, стало для Каримова неожиданностью.

После недавних взрывов, которые официальный Ташкент сразу назвал делом рук террористов, Вашингтон еще раз указал на необходимость борьбы с международным терроризмом и предложил Узбекистану помощь в расследовании произошедшего. По словам директора алматинской организации «Группы оценки рисков» Досыма Сатпаева, последние теракты стали новой козырной картой Ислама Каримова, доказательством того, что он говорил правду об угрозе терроризма в Узбекистане и что действия руководства, иногда репрессивные, по отношение к исламской оппозиции были оправданы.

Председатель Общества прав человека Узбекистана Талиб Якубов выдвигает предположение, что взрывы могли быть подстроены самими узбекскими властями. «Правительство Узбекистана оказалось между двух огней, - отмечает он. - С одной стороны – абсолютное нежелание что-либо предпринять в пользу демократических преобразований, с другой - требования международных организаций, в частности, международных финансовых институтов, начать такие преобразования. В преддверии ежегодной сессии ЕБРР… Каримову необходимо было выправить положение. Необходимо было показать всему миру, что сейчас не время проводить демократические реформы, когда всюду в Узбекистане рыщут террористы и он по уши занят борьбой с ними».

Директор казахстанского бюро лондонского Института освещения войны и мира Эдуард Полетаев считает, что решение ЕБРР ударит как по режиму, так и, в какой-то мере, по простому населению. По его словам, Узбекистан остро нуждается в инвестициях, однако многие инвесторы под влиянием решения ЕБРР просто-напросто не решатся вкладывать деньги в экономику республики. Правительству Узбекистана все время будут нужны деньги, чтобы поддерживать свои многочисленные силовые структуры, а ресурсов для этого не так много. Поэтому, отмечает Эдуард Полетаев, возможно, что власти «в очередной раз закрутят гайки бедным крестьянам» и повысят налоги существующим предприятиям.

Полетаев считает, что под давлением Запада Каримов может предпринять какие-то декоративные изменения, однако серьезных демократических преобразований от него ожидать не следует.