Через четыре месяца после смещения старого режима в Грузии возглавляемый президентом Саакашвили Национальный фронт за демократические реформы получил большинство на парламентских выборах.
Граждане республики возлагают большие надежды на итоги голосования; вопрос теперь в том, сможет ли демократическая коалиция выполнить то, чего ожидают от нее избиратели.
Состоявшиеся в воскресенье парламентские выборы в Грузии уже по предварительным подсчетам дали Национальному фронту за демократические реформы, во главе которого стоит президент Саакашвили, огромное большинство в парламенте страны и, соответственно, мандат на проведение политических и экономических реформ.
А когда были подсчитаны все голоса, Национальный фронт получил две трети депутатских мест в парламенте из 235 депутатов. Лишь одна оппозиционная партия - Новых правых - преодолела семипроцентный рубеж и получила места в парламенте.
Линкольн Митчелл, глава Национального демократического института международных отношений в Тбилиси, отмечает, что грузинскому электорату без сомнения нравится то, что предлагает ему Фронт: «Совершенно ясно, что Саакашвили получил мандат на претворение в жизнь его программ - второй мандат за трехмесячный период и еще более убедительный, чем мандат, который он лично получил в январе. Поэтому ответ на оба вопроса - поддерживает ли грузинский электорат то, что произошло в ноябре, и поддерживает ли он реформаторские планы новой администрации - будет утвердительным».
По мнению Митчелла, Михаилу Саакашвили нужна максимальная поддержка народа в претворении планов по сокращению безработицы и оздоровлению экономики Грузии.
Как и другие западные наблюдатели на парламентских выборах, Линкольн Митчелл считает, что семипроцентный рубеж для представительства в парламенте слишком высок - голоса оппозиции могут остаться не услышанными.
Давид Дарчиашвили, политический аналитик в кавказском Институте за мир, демократию и развитие, говорит, что если официальный подсчет подтвердит итоги парламентских выборов, президент Саакашвили будет иметь достаточно полномочий, чтобы претворить в жизнь программу реформ. «Президент уже начал наступление на две проблемы: организованную преступность и коррупцию, - продолжает эксперт. - Но эти действия, безусловно, должны сопровождаться эффективными социальными и экономическими программами. Третья проблема - это этнические конфликты в Грузии, обостренные отношения Тбилиси с регионами. Президент наконец-то должен создать в Грузии политическую систему сверху донизу - то есть, установить систему распределения властных полномочий. Он должен составить законопроект о разделении власти на национальном, субнациональном и местном уровнях и провести этот законопроект через парламент».
По мнению Дарчиашвили, автономная Аджария, лидер которой, Аслам Абашидзе, сопротивляется приказам Тбилиси, создает осложнения для грузинского руководства, но это не самая большая проблема. Гораздо большая угроза центральному правительству исходит от воинственных сепаратистов Абхазии и Осетии, и президент Саакашвили должен заняться ситуацией в этих районах без промедления. «Любое, плохо продуманное заявление может еще больше испортить отношения, обострить ситуацию, - говорит он. - Поэтому я советую президенту Саакашвили выступать как можно спокойнее и использовать новаторские подходы. Президент обладает огромным влиянием на электорат, и он может убедить соотечественников, что уступки нацменьшинствам необходимы. И президент должен начать действовать как можно скорее».
В области внешней политики приоритеты нового лидера Грузии должны включать нормализацию отношений с Россией и определение политики в отношении Европейского союза и Соединенных Штатов.
Давид Дарчиашвили, также как и глава Национального демократического института Линкольн Митчелл, считает, что президенту Грузии необходимо составить политический капитал именно сейчас, в обстановке эйфории электората, который отстранил от власти старый режим Эдуарда Шеварднадзе и дал Михаилу Саакашвили практически неограниченные возможности преобразовать республику.