Предполагаемые, но маловероятные союзники - 2004-03-18

Данные последней переписи населения США говорят о том, что негры и испаноязычные американцы представляют собой две крупнейшие группы меньшинств. Логично было бы предположить, что эти группы объединятся, чтобы отстаивать общие политические и экономические интересы. Но, как оказалось, такое партнерство сопряжено с большими трудностями.

Вскоре после переписи 2000 года Бюро переписи населения США высказало предположение, что число латинос в Америке к 2005 году превзойдет число негров. Эксперт по статистике Сигну Ветрогин отмечает, что Бюро ошиблось на три года: «На первое июля 2002 года было установлено, что число испаноязычных американцев составило 38 миллионов восемьсот тысяч человек. В то же время число негров составило 38 миллионов триста тысяч человек. То есть, латинос впервые в истории Соединенных Штатов стали еще одной крупнейшей группой среди меньшинств».

Такая ситуация обеспечивает ряд преимуществ. Социолог, юрист, литератор, профессор Университета Беркли в Калифорнии Николас Вака поясняет: «Во-первых, при такой численности группа может оказывать влияние на политический процесс. Вы - как большая группа избирателей - значимы для лидеров Демократической и Республиканской партий, которые всячески ублажают вас, пытаясь заручиться вашими голосами. А в обмен на ваши голоса вы добиваетесь социальных программ и политических шагов, которые выгодны именно вам».

Разумеется, что союз латинос и негров обладал бы большей численностью, чем каждая из этих двух групп в отдельности, а, соответственно - и большим политическим влиянием. Однако Николас Вака считает, что, учитывая многолетнюю вражду между латинос и неграми, возможность их союза практически близка к нулю. Он напоминает, что эта вражда началась еще в XIX веке.

«Тогда, как и сегодня, существовала возможность латино-негритянского союза, но ее заслонили разногласия и противоборство, - продолжает профессор Вака. - Тогда негры были второй по величине этнической группой. И они враждовали с латинос из-за распределения денег, рабочих мест и привилегий».

Николас Вака отмечает, что сегодня, как и тогда, негры по-прежнему и по тем же причинам враждуют с латинос, и эта вражда со временем лишь обострилась. Об этом он написал книгу, в которой доказывает иллюзорность предположения о возможности союза между латинос и неграми.

«В своей книге я привожу мои разговоры с журналисткой Артиллой Барч, которая спрашивала негров, что они думают об увеличении численности своих соседей-латинос, - рассказывает автор. - По словам Барч, в ответ она увидела проявление такой ненависти и таких расовых предрассудков по отношению к латинос, какое было бы неудивительно у расистов из Техаса по отношению к мексиканцам, но не у афроамериканцев Северной Каролины».

Артилла Барч рассказывала, что такое же враждебное отношение к неграм проявляли и латинос. Причем они обнаруживали враждебное отношение к афроамериканцам еще до того, как непосредственно сталкивались с ними, то есть - еще до своего появления в Соединенных Штатах.

В своей книге о союзе латинос и негров Николас Вака пишет, что возможность такого союза совершенно исключена до тех пор, пока обе этнические группы не избавятся от взаимных расовых предрассудков: «Я считаю важным, чтобы у афроамериканцев появилось понимание латинос, поскольку прекратить рост численности латиноамериканцев в Соединенных Штатах все равно невозможно. Также и у латинос должно появиться понимание негров. И лишь когда такое взаимопонимание возникнет, тогда уже ничего не помешает возникновению в будущем латино-негритянского союза».

Николас Вака выражает надежду, что его книга поможет установлению взаимопонимания между этими этническими группами американского общества, и если это произойдет, то явно пойдет на благо и тем и другим.