Скандал в Евросоюзе - 2004-01-15

Европейская комиссия - исполнительный орган Евросоюза - решила привлечь к суду министров финансов Франции и Германии за нарушение бюджетных правил, обязательных для всех членов этой международной организации.

Франция и Германия нарушали правила Евросоюза, и до сих пор это сходило им с рук - так считает комиссар ЕС по экономике и финансам Педро Сольбес, которому удалось убедить почти всех коллег в руководстве Союза, что на сей раз дело должно быть передано на рассмотрение Европейского суда.

Конкретное обвинение состоит в том, что в конце прошлого года министры финансов Евросоюза нарушили правила организации, отложив дисциплинарные санкции в отношении Франции и Германии, учтя заверения французских и германских коллег в готовности привести свои бюджетные дефициты в соответствие с правилами Евросоюза.

По нормам ЕС, дефицит бюджета его членов не должен превышать три процента валового внутреннего продукта в год. Бюджетный дефицит Франции и Германии превысил трехпроцентный лимит, и другие страны, в частности, Нидерланды, Австрия и Финляндия, старательно соблюдающие финансовую дисциплину, настаивают на необходимости наказать оба европейских гиганта или, по крайней мере, принудить их провести сокращения бюджетов. Европейская комиссия согласилась с такой постановкой вопроса.

Аналитик лондонского еженедельника «Экономист» Чарлз Дженкинс называет такую позицию Еврокомиссии рискованной. Он прогнозирует, что она приведет к существенным трениям между правительствами отдельных стран и брюссельскими структурами ЕС. Причем, трения могут начаться как раз накануне приема в Евросоюз десяти новых членов. «Правительства могут посчитать, что структуры Евросоюза, а именно - Европейская комиссия и Европейский суд зашли слишком далеко, - продолжает Дженкинс. - Соответственно, они могут попытаться сократить полномочия этих структур в других областях, где до сих пор они не вызывали сомнений, например - в отношении конкуренции и внутреннего рынка».

В соответствии с уставом Союза Еврокомиссия курирует целый ряд экономических вопросов - от внешней торговли до расширения единого рынка. По иронии судьбы, карательные правила за нарушения бюджетного дефицита были в свое время установлены по инициативе Франции и Германии. Сейчас обе страны борются с рецессией и утверждают, что им необходимо оживить свою экономику с помощью государственных вливаний и налоговых сокращений, даже если это и нарушает бюджетные правила Евросоюза.

Другой лондонский аналитик, Джон Хиггинс, считает, что Франция и Германия сами виноваты в нынешней ситуации, поскольку не сумели заблаговременно подготовиться к плохим временам: «Париж и Берлин не сумели отложить достаточно денег в конце девяностых годов, на пике экономического бума, когда в государственной казне у них скопились значительные излишки. Вместо сокращения бюджетного дефицита они транжирили деньги. Частично именно этим объясняется гнев Еврокомиссии на заявления Франции и Германии о том, что сейчас они не в состоянии подгонять свою финансовую политику под правила ЕС».

Комиссия считает, что в этом деле необходим прецедент. Если позволить отдельным членам Евросоюза безнаказанно нарушать правила, что остановит их от дальнейших нарушений?

Теперь слово за Европейским судом. Как ожидают, он вынесет решение через три-шесть месяцев.

Для Еврокомиссии этот вердикт означает очень многое. Если Суд отклонит рекомендацию Комиссии о санкциях, европейские структуры потеряют свой, и без того пошатнувшийся престиж в глазах членов Союза. Если же Суд утвердит просьбу Комиссии, это еще глубже вобьет клин между Францией и Германией, с одной стороны, и более мелкими государствами ЕС - с другой. В таких обстоятельствах наблюдатели не исключают возможность раскола вдоль силовых линий европейского сообщества.