В ноябре Иракский правящий совет одобрил план, согласно которому временное правительство Ирака будет сформировано к июню будущего года. В ходе консультаций с коалиционной Временной администрацией Совет разработает временную конституцию, на основании которой будет создано новое иракское правительство.
Гражданский администратор Пол Бремер заявил, что силы коалиции будут оставаться в Ираке для обеспечения безопасности, на которую посягают остатки режима Саддама и иностранные террористы: «Они нападают на иракцев, которые сотрудничают с нами. Они убивают судей. Они пытаются убивать полицейских. Не думаю, что это сработает. Я не верю в то, что иракцев можно запугать».
Уже сейчас иракцы широко вовлечены в работу по обеспечению безопасности в их стране, говорит сотрудник исследовательского центра «American Enterprise Institute» Том Доннели: «Главная проблема будущего года состоит в том, чтобы отделить бывших верных слуг режима, убежденных сторонников партии БААС, от остального суннитского населения, чтобы провести четкую линию между интересами суннитского меньшинства и этими людьми из прошлого. Даже просто установить, где пролегает эта линия, и то непросто: сегодня человек может сознавать себя лидером суннитов, завтра - бывшим баасистом. Грань тут весьма зыбкая, и это бесспорно. Однако добиться этой цели, я думаю, все-таки можно».
Член организации «Женщины за свободный Ирак» Ала Талабани считает вполне реализуемым план создания временного правительства в Ираке. «У нас уже есть правящий совет, - говорит она, - однако в него входят всего 25 человек. Хотя в совете и представлено большинство иракских этнических и религиозных меньшинств и даже некоторые племена, наличие национальной ассамблеи, ее создание, позволит еще большему числу иракцев принять участие в реконструкции страны, в управлении ею и в выработке стратегии для Ирака, что стало бы очень важным шагом вперед».
Марк Мазетти, корреспондент, освещающий вопросы национальной обороны в журнале «US News and World Report», отмечает, что в последние месяцы активизировались усилия по включению иракцев в процессы управления страной на всех этапах. «Главной целью было задействовать специально обученных иракцев в непосредственной работе на местах, чтобы они принимали участие не только в управлении, но и в обеспечении своей собственной безопасности, - говорит он. - Ведь чем больше иракских сотрудников будет участвовать в этом на улицах, тем меньше будет совершаться нападений. В попытке ускорить этот процесс будет трудно подвергать кандидатов тщательной проверке и обучать их так, как этого бы хотелось. Однако все-таки главной проблемой и приоритетом является то, что иракцы должны как можно скорее возглавить правительство и взять под контроль систему безопасности, и для этого придется пожертвовать какими-то элементами в процессе отбора кадров».
Несмотря на переживаемые страной трудности, режим Саддама Хусейна ушел навсегда, и двадцать с лишним миллионов иракцев сегодня живут в условиях свободы. Соединенные Штаты, в свою очередь, по-прежнему твердо намерены передать суверенитет в руки иракского народа, которому он и должен принадлежать.