Место Луи Армстронга в культуре ХХ века поистине уникально. Америка пополнила мировую музыку новым жанром – джазом, олицетворением которого по праву долгие годы был именно он. Армстронг вывел джаз из подвальчиков и салунов, где играли первые негритянские составы, на мировую эстраду. Радио, в том числе и «Голос Америки», разнесло его синкопы по всему свету, где появились бесчисленные поклонники и подражатели. Но Армстронг, повторим это, уникален.
Луи Армстронг родился в начале ХХ века в Новом Орлеане, который считают родиной джаза. Мальчишкой он стал играть на трубе. Когда его спрашивали, почему он выбрал этот инструмент, Армстронг объяснял, что его семья жила в нищете, а дешевле трубы ничего не было: после Гражданской войны в Новом Орлеане расформировали духовые оркестры обеих армий – северян и южан, - и в городе осталось множество инструментов. В лавках старьевщиков трубы не умещались на полках и часто лежали на полу.
Армстронг научился играть так, как до него не играл никто. Специалисты отмечают его глиссандо и вибрато, его неподражаемое чувство ритма, позволявшее чуть отставать от сопровождения. Он умел в джазе все. Но одним умением Армстронг не составил бы себе славы. К этому надо добавить колоссальное трудолюбие. Он колесил с концертами по Америке и за границей иногда до трехсот дней в году.
Об этом и многих других подробностях жизни музыканта сейчас можно узнать в Доме-музее Луи Армстронга на 107-й улице в нью-йоркском районе Куинс, где он с женой провел последние 15 лет своей жизни. Армстронг соединил под одной крышей два обветшавших строения; последние 20 лет двухэтажный дом пустовал и требовал капитального ремонта. Отреставрированный музей открылся в октябре, и с тех пор поток посетителей не спадает.
В экспозиции можно увидеть старые афиши выступлений джазмена, золотую трубу, которую ему преподнесли к юбилею, фотографии Луи едва ли не со всеми знаменитостями своего времени, его пластинки - в музее их собрано тысяча шестьсот пятьдесят, но это лишь часть его музыкального наследия. За стеклом представлены почтовые марки десяти государств с портретом Армстронга.
Директор музея и архива Майкл Когсвелл выпустил к открытию дома книжку под названием «Закулисная жизнь Сачмо» со множеством интереснейших подробностей. Оказывается, Луи обожал магнитофоны. Он записывал на пленку и потом прослушивал свои музыкальные находки; наговаривал ответы на многочисленные письма, которые получал; устраивал с помощью магнитофона и телефона розыгрыши друзей. «Там, где появлялся Луи, - проникновенно сказал о нем Дюк Эллингтон, - поднималось веселье. Поэтому его не забудут никогда».