Китайцы хотят свободы<br><i>15 ноября 2003 г.</i> - 2003-11-15

В последние годы Китай открывает свою экономику. Помимо увеличения торгового оборота с США и другими странами, Китай также взял на себя ответственную роль в вопросах глобальной важности, включая войну с терроризмом. Но, принимая более деятельное участие в мировых делах и проводя в жизнь масштабную стратегию экономического развития, китайское правительство должно пересмотреть свою политику не только в вопросах торговли и нераспространения оружия массового поражения, но также и в сфере прав человека.

Как указал 5 ноября государственный секретарь США Колин Пауэлл, «Китай взял на себя ряд международных обязательств в области прав человека. Мы хотим, чтобы эти обязательства были выполнены. Только обретя полную свободу совести, слова, собраний и вероисповедания, - только в таком случае китайские граждане смогут до конца раскрыть свои таланты, а их страна - реализовать свой потенциал в качестве члена международного сообщества».

На протяжении последнего года китайские власти отпустили на свободу некоторых политзаключенных. Но в целом, сказал Колин Пауэлл, США разочарованы наблюдающимся в последнее время в Китае регрессом в области прав человека. Особое беспокойство внушают непрекращающиеся гонения на верующих различных конфессий, которые желают лишь беспрепятственно исповедовать свою религию, и преследования активистов, которых по-прежнему бросают за решетку за требования политических реформ и выступления в пользу расширения информационных потоков в Интернете.

Шестого ноября президент Джордж Буш в речи, посвященной всемирной кампании за свободу, проводимой Соединенными Штатами, указал на беспримерный рост демократии, особенно в Центральной Европе, Латинской Америке и кое-где в Азии. Однако в других местах, в первую очередь на Ближнем Востоке, сказал президент Буш, «демократия пока еще не пустила корни».

«Наша приверженность демократии подвергается испытанию и в Китае, - отметил президент Буш. - В этой стране появились первые ростки свободы. Но рано или поздно китайский народ потребует полной и безраздельной свободы. Китай познал, что экономическая свобода ведет к национальному преуспеянию. Но китайским лидерам предстоит познать и то, что свобода неделима и что социальная свобода и свобода вероисповедания - не менее важный залог национального величия и национального достоинства».

Как сказал президент Буш, «человеческий потенциал полностью реализуется только в условиях свободы, сопряженной с чувством ответственности».

Редакционные комментарии отражают точку зрения правительства США.