Десятилетие с лишним спустя после вывода советских войск из Восточной Европы Россия старается вернуться к соседям - на сей раз в виде поставщика вооружений новым членам НАТО.
Стенд компании «Рособоронэкспорт» был одним из самых посещаемых на трехдневной выставке оборонной техники и авиации, прошедшей в венгерской столице. Российская государственная фирма с годовым оборотом в четыре миллиарда долларов, именующая себя вторым в мире поставщиком военного оборудования, торгует широким ассортиментом изделий - от пистолетов до танков и сверхзвуковых истребителей.
После вступления Венгрии, Польши и Чехии в НАТО страны Запада хотят, чтобы они модернизировали свои вооруженные силы в соответствии с требованиями Атлантического альянса. Однако, по словам представителя «Рособоронэкспорта» Ивана Скрильника, его фирма не теряет надежд на ведение дел в Восточной и Центральной Европе:
«Венгерские вооруженные силы и армии других государств этого региона много лет были членами Варшавского пакта. У них на вооружении до сих пор состоит боевая техника советского и российского производства. Мы полагаем, что она продержится еще 10-15 лет. Но техника нуждается в обслуживании, запасных частях и модернизации. Кроме того, - продолжал Скрильник, - Россия обсуждает с Венгрией возможности поставки боевых вертолетов в счет погашения задолженности Советского Союза. Аналогичные переговоры ведутся и с другими бывшими сателлитами Москвы».
Скрильник оборвал интервью с «Голосом Америки» после вопроса о том, в какой мере война в Чечне помогла его фирме восполнить финансовые потери в других частях света.
Интерес России к Венгрии усилился после того, как в Будапеште после нескольких бурных лет пребывания у власти правоцентристских правительств стал действовать кабинет во главе с социалистами, куда вошли и бывшие коммунисты. Этот интерес, как подчеркнул глава венгерской Ассоциации оборонной промышленности Геза Ковач - взаимен: «С подписанием протокола о роспуске Варшавского пакта мы потеряли 80 процентов своего рынка. Это солидная цифра. Многие наши предприятия, работавшие на оборону, остались без заказов, и их пришлось ликвидировать».
Переход к рыночной экономике, по словам Ковача, не помог, поскольку правительства Венгрии поначалу рассматривали сектор оборонной промышленности наравне с другими. Со временем ситуация прояснилась. Во время Будапештской выставки сотрудники венгерского военного ведомства подписали протокол о намерении примкнуть к натовскому консорциуму, производящему технологию наземного наблюдения. Если это намерение будет осуществлено, ассоциация Ковача может рассчитывать на многомиллионные контракты.
Но, как он отметил, ориентация на Запад не означает, что Венгрия повернется спиной к России: «В коммерческом концепте Россия представляет для нас естественный рынок. Что касается производимой там боевой техники, то будем откровенны: во многих отношениях она надежна. У нас долгая история совместной эксплуатации многих систем. Мы готовы ее продолжить». Организаторы выставки выражают полное удовлетворение тем, что Венгрия, небольшая страна с населением в 10 миллионов человек, стала конкурентным полем для российских и западных фирм.