Вечный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» продолжает волновать и астрономов-любителей, и профессиональных ученых. В Индианском университете в Блумингтоне новая рабочая группа Института астробиологии НАСА приступила по заданию американского космического агентства к изучению оптимальных путей выявления жизни в пределах Солнечной системы, и в особенности на Марсе.
«Мы заняты поисками очень простых форм жизни, - сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» руководитель группы профессор Лиса Пратт. - Однако их нельзя назвать примитивными, потому что некоторые из них в процессе эволюции достигли высокой степени адаптации к чрезвычайно сложным, неблагоприятным условиям жизни. Мы ожидаем, что это будут микроорганизмы типа бактерий».
За многие годы геологических исследований профессор Пратт подготовила солидную базу для начала работы по программе НАСА. Поиск бактерий, живущих в глубинных каменистых породах Земли, может открыть путь к разгадке тайны далеких планет, говорит она. Вместе с группой своих сотрудников Лиса Пратт уже четыре года изучает образцы пород, извлеченных из самых глубоких в мире золотодобывающих шахт в Южной Африке: «Совместно с шахтерами мы спускаемся в шахты, где в процессе бурения нередко встречается вода. Именно этого мы и ждем. Ведь для чистоты и точности научных анализов нужно сделать заборы проб до того, как вода соприкоснется с экологией шахты. Подобные эксперименты под землей проводились и в прошлом, однако мы впервые изучаем формы жизни на глубине до четырех километров».
Вода - это первый и главный признак жизни. Именно поэтому изучение возможности существования простейших бактерий на большой глубине в присутствии воды ученые считают начальным этапом поиска жизни на Марсе.
«Поверхность Марса резко отличается от земной. Честно говоря, - признается профессор Пратт, - мы и не рассчитываем обнаружить жизнь на поверхности Марса: там слишком холодно, сухо, атмосфера чрезвычайно оксидирована. А потому, если на Марсе есть жизнь, то она существует под слоем вечной мерзлоты или ледяных наростов, где может быть соленая вода. Преимущество исследований в самых холодных регионах нашей планеты - на земных полюсах - заключается в том, что это единственный на сегодня аналог потенциально возможных условий жизни на ближайшей к нам планете, где в принципе может существовать жизнь».
Вместе с тем профессор Пратт не исключает, что вопреки общепринятым представлениям жизнь может существовать и без воды. Одно за другим открытия все большего числа живых организмов перечеркивают казавшиеся бесспорными научные аксиомы. К примеру, в августе журнал «Science» опубликовал статью американских ученых о найденном ими на большой глубине в Тихом океане микроорганизме, который живет при температуре от 85 до 121°C, то есть выше общепринятой температуры стерилизации.
«Я буду чрезвычайно удивлена, если выяснится, что Марс стерилен, - говорит Лиса Пратт. - Чем больше мы узнаем о жизненных формах, существующих в экстремальных условиях на Земле, тем больше восхищаемся их потрясающей способностью к адаптации. А потому вполне разумно предположить происхождение жизни и на других планетах. Условия обитания на Марсе не такие уж жесткие, чтобы там невозможна была жизнь».
По мнению американского ученого, еще более благоприятные для жизни условия могут быть на спутнике Юпитера Европе. Однако пока она недосягаема для ученых, а потому в планах на ближайшее будущее - исследования на Марсе: «Уже сейчас мы можем подготовить для отправки на Марс в течение ближайших пятнадцати лет запрограммированную инструментальную систему, способную пробурить поверхность и взять образцы марсианской породы для дальнейшего анализа в лабораторных условиях на Земле. Так что еще при нашей жизни человечество многое узнает о том, что происходит под внешним покровом "красной планеты"».
Но пока рабочей группе Лисы Пратт, по ее словам, предстоит еще очень многое сделать совместно с учеными Гарвардского университета для того, чтобы подготовить своего робота к длительному и сложному полету на Марс по программе НАСА.