Пятнадцать с половиной лет назад бывший иракский диктатор Саддам Хуссейн совершил одно из самых тяжких преступлений против человечества. Шестнадцатого марта 1988 года он приказал своим вооруженным силам применить химическое оружие против мирного населения Халабджи - курдского города в северном Ираке. Телевидение запечатлело леденящие кровь сцены гибели ни в чем не повинных людей: матери с грудными младенцами на руках, отцы, тщетно пытающиеся закрыть своим телом маленьких детей. Всего погибло пять тысяч человек.
Помимо них не менее десяти тысяч жителей города страдают от отдаленных последствий химической атаки - респираторных и неврологических заболеваний, слепоты, болезней кожи, ведущих к раку. В Халабдже отмечается повышенная заболеваемость детской лейкемией, высокая статистика выкидышей и врожденных дефектов.
Пятнадцатого сентября государственный секретарь Соединенных Штатов Колин Пауэлл посетил Халабджу и встретился с группой иракских курдов у памятника жертвам химического нападения.
«Что я могу вам сказать? - риторически спросил Пауэлл. - Сказать, как погибали от удушья матери, прижимая к груди задыхавшихся детей? Вы это и сами знаете. Сказать, что Саддам Хуссейн был кровожадным тираном? – Вы знаете это сами. Сказать, что мир не должен был так долго бездействовать? Вы это знаете. Сказать, как страдают отравленные люди, которым все же удалось выжить? Вы знаете и это. Но одно могу вам сказать, - продолжал госсекретарь. - То, что произошло в Халабдже в восемьдесят восьмом году, никогда не повторится».
«Иракский генерал, который командовал химической атакой - родственник Саддама Хуссейна Али Хасан аль-Маджид по прозвищу «Али-химик» - сидит в тюрьме и будет сидеть до тех пор, пока иракский суд не решит его судьбу, - сказал госсекретарь. - Что касается самого Саддама, то он скрывается и пытается замести следы. И будет скрываться и пытаться замести следы до тех пор, пока мы его не поймаем, или пока он не умрет. Ибо породившая его режим система - система заговоров, переворотов и убийств - сокрушена и никогда не вернется».
«С Саддамом Хуссейном покончено», - продолжал Колин Пауэлл, - С этим кошмарным режимом покончено. Покончено с угрозой всему региону. И на развалинах режима возникнет новый демократический Ирак… Для построения демократического Ирака потребуется много труда, много денег и много доброй воли. Но это неизбежно свершится».
Редакционный комментарий отражает позицию американского правительства