Ближний Восток сыграл колоссальную роль в истории человечества. Именно здесь зародились три мировые религии - иудаизм, христианство, ислам. В какой-то момент истории Ближний Восток был мировым центром просвещения, веротерпимости и социального прогресса.
В настоящее время в регионе существуют двадцать две страны с совокупным 300-миллионным населением, но их роль в современном мире совсем не та, что в далеком прошлом. Совокупный валовой продукт указанных стран меньше, чем у одной Испании. Характерная черта почти всего ближневосточного региона (за исключением одной или, может быть, двух стран) - это экономическая и политическая несвобода, следствием которой является бедность и бесправие граждан, не видящих никаких надежд на лучшее будущее. Это, в свою очередь, создает крайне благоприятные условия для возникновения и развития терроризма.
«Терроризм, конечно же, имеет место и на Западе, - отмечает сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Мэттью Левитт. - Он не представляет собой ничего такого, что присуще лишь Ближнему Востоку.
В то же время, продолжает Левитт, терроризм - это противоестественное явление для западной жизни, но вполне естественное на Ближнем Востоке: «Реальные условия жизни на Ближнем Востоке крайне благоприятны для вербовки в ряды террористов молодых людей, озлобленных своим положением и не имеющих никаких надежд на его улучшение».
Джошуа Муравчик, сотрудник Института американского предпринимательства, уверен в том, что отсутствие свободы и демократии на Ближнем Востоке создало питательную среду для терроризма. «На Ближнем Востоке, говорит он, - есть много стран, которые сознательно культивируют терроризм и поддерживают террористические группировки вне своих границ. А есть и такие, чьи правительства используют методы террора в отношении собственного населения. В результате к терроризму на Ближнем Востоке относятся как к нормальному явлению».
Директор Саудовского института Али аль-Ахмед тоже считает, что, поскольку ближневосточные правительства сплошь и рядом пользуются террором в отношении своих народов, то и относятся к нему в регионе как к явлению заурядному: «Граждане ближневосточных стран становятся жертвами арестов, пыток и убийств. Правительства не позволяют гражданам самостоятельно решать политические проблемы. Граждане, осмелившиеся выступать против экстремизма и терроризма, подвергаются репрессиям. Например, саудовские подданные, которые открыто осуждают экстремизм, лишаются работы, а то и свободы».
«Экстремисты знают, что для них созданы благоприятные условия, - говорит аль-Ахмед. - И это происходит потому, что ближневосточные правительства не хотят сближения между своими народами и Западом. Но ссориться с Западом открыто они побаиваются. Поэтому-то они и ведут лицемерную политику».
Долг свободных стран - распространять свободу и демократию во всем мире, считает аль-Ахмед, потому что «это наилучшая стратегия вообще для Запада и, в частности, для США. Почему бы Соединенным Штатам, наряду с экспортом автомобилей, не экспортировать американские идеи и духовные ценности: открытость общества, правопорядок и права человека? И тогда не надо будет прибегать к оружию. Полагаю, что Запад потратит на экспорт идей меньше усилий и денег, чем на бомбы. А результаты такого экспорта будут куда более выигрышные».
Помощник президента Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс как-то сказала: подобно перестройке послевоенной Европы, перестройка Ближнего Востока потребует многолетних усилий. И так же, как и в Европе, мы должны будем взаимодействовать на Ближнем Востоке с местными жителями, которые разделяют наши взгляды на свободу человека и считают необходимым отстаивать свои убеждения.